ИТОГИ ТРЕТЬЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
Войти
/
Подать заявку
Пришло время
заявить о себе
Мы выбираем лучших
маркетологов страны
Войти
/
Подать заявку
© Премия 2019. Все права защищены

Быть лидером маркетинга

Быть лидером маркетинга

Национальная Премия бизнес-коммуникаций молодой проект, но уже сегодня его называют главной российской наградой за эффективные маркетинговые практики и бизнес-решения.

Накануне дедлайна, 1 марта, Алексей Андреев, эксперт НПБК, сопрезидент АБКР, вице-президент АКАР, управляющий партнер Depot branding agency рассказал об опыте в маркетинге, шансах на прибыль и победу в бизнесе, а также о риске и завтрашнем дне.

16P современного маркетинг-микс*

*автор Алексей Андреев

Маркетинг, как и брендинг – не наука, а, прежде всего, процесс. Точнее, набор регламентов и движений, которые нужны для достижения бизнес-целей.

Да, здесь есть глобальная интрига. Я всякий раз повторяю себе и заказчику, что нельзя проверить маркетинговую стратегию на обычном калькуляторе. Отсутствие четкой математической доказательной базы превращает маркетинг в вечный выбор: можно пойти налево, но можно пойти и направо. Никто не знает, какая дорога верна, и где будет ждать приемлемый результат.

Не буду рассуждать о глобальных экономических макропроцессах. Поговорим о бизнесе на примере. Производитель поставляет на рынок кирпичи. Между заводом и конечным потребителем существуют посредники. Это тоже бизнес. И если твой бизнес заключается в том, чтобы покупать у крупного оптового производителя кирпичи и перепродавать его другому оптовику, то ты точно занял на рынке свою бизнес-нишу. Ты зарабатываешь на этой дельте. И вот вопрос – нужен тебе маркетинг? В моём понимании такой необходимости нет. Мне всякий раз кажется, что люди, которые занимаются подобного рода предпринимательством, по-настоящему счастливы. Они живут в парадигме микроконъюнктуры: покупают кирпичи и перепродают их дороже. Есть ли в этом маркетинг? Нет.

Когда же мы говорим об истинных бизнесменах, которые ставят цель и реализуют её последовательно, то их деловая вселенная как раз и состоит из маркетинга. Есть замысел, есть инвестиция, есть ожидания, что эта инвестиция принесет прибыль. И то, насколько будут оправданы эти ожидания, зависит исключительно от того, насколько ловко ты используешь маркетинговые инструменты. Этот путь до такой степени тернист, что бизнесмен может пройти весь маркетинговый микс и всё равно ничего не получить. Это нормально.

«Нас, предпринимателей и маркетологов, можно назвать бесстрашными. На самом деле мы просто самые рискованные люди. Причина проста – занимаясь своим делом, мы никогда не бываем до конца уверены в результате».

Академический маркетинг основан на теории 4Р – Product, Price, Promotion и Place. Сегодня этих пресловутых «пи» уже примерно 16! Вы только представьте себе, как идти по пути, от поля до прилавка, где нужно выполнить все 16 «пи»? А контекст и конъюнктура рынка всё время меняются. Любой бренд, который проходит путь от разработки стратегии, производства, продвижения и реализации, живет в условиях изменяющейся реальности.


Маркетинговые исследования не прогноз погоды


Оценивая то, насколько изменчива и непостоянна маркетинговая среда в России, бизнесу всё сложнее быть успешным. Прежде всего, нужно четко понимать, что в современных условиях любой вызов – это всегда плохо. В каждом вызове есть отголосок угрозы.

Другое дело – запрос. Главный вызов заключается в том, что никакие товары и услуги никому не нужны. Занявшись предпринимательством, вспомните о том, что другие умные люди всё уже придумали и реализовали. Конечно, это не должно становиться преградой, но нужно понимать, что времена инновационного конвейера, когда создавалось что-то новое и уникальное, прошли. Сегодня дефицитов больше нет. Потому в самом начале пути бизнесмен должен ещё на уровне разработки стратегии понять, для кого он всё это делает. На каком рынке нужно работать. Рынки переполнены амбициозными энтузиастами и «гениями», а деловая среда в любом случае попытается отторгнуть тебя и твои идеи. Потому необходимо понимание того, что делают конкуренты, какие у них маркетинговые стратегии.

Многим уже на этапе планирования лучше бросить предпринимательство. Тем же, кто твёрд в своих решениях, нужно последовательно идти вперед, изучать рынки, изучать их ниши и доли. И даже в этом случае нет никакой гарантии успеха, потому что экономическая ситуация меняется стремительно.

В исследованиях рынка кроется ровно столько же пользы, сколько и вреда. Они никогда не расскажут о том, что будет. Они могут поведать лишь о том, что было. Любое исследование ориентируется исключительно на опыт. А как будет завтра? Неизвестно. Поэтому, начиная с целеполагания, изучая контекст, исследуя рынок, потребителя, конкурентов, тренды, необходимо хотя бы предположить, какими мы будем завтра.

Маркетологи видят, что тренд на здоровый образ жизни рос, а теперь падает. Что акцент на простоту и удобство ранее был в тренде, а теперь начал колебаться. Раньше не было тренда на патриотизм, а теперь это одна из самых актуальных тенденций. А завтрашний день покрыт непроглядностью и неизвестностью. Тем не менее, настоящий маркетолог вынужден пройти по всем «пи». В противном случае, у него не будет ни единого шанса на успех. И лишь пройдя этот путь и получив определённые результаты, для маркетолога наступает очень важный момент – анализ. Анализировать нужно не только свои достижения, но и осечки, чтобы время от времени менять стратегию.

«Маркетолог должен быть готов отречься от всего, что он говорил вчера. Это и есть один из основополагающих инструментов маркетинга – периодически прокладывать новый маршрут».

Подглядывание в замочную скважину будущего


Если говорить о завтрашнем дне, то будет хуже. Денег будет меньше, конкурентных предложений - больше, потребитель товаров и услуг - избирательнее. Если говорить о российском рынке, то страна ещё находится в зоне турбулентности с точки зрения законодательства и действующих правил игры. Мы ведь живём в гражданском обществе. Где-то руководствуемся законодательством, а где-то – сложившимися традициями и принципами. И всё это в какой-то момент может резко измениться, и каждый из нас может оказаться у разбитого корыта. К этому тоже нужно быть готовым.

«Риски любого масштабного бизнеса синхронны рискам той среды, в которой он развивается».

«Работай, а деньги догонят»


Часто инвесторы задают маркетологам вопрос: «Какие у нас гарантии, если мы будем предпринимать те или иные маркетинговые активности, проводить рекламную кампанию на миллиард долларов, глобально менять продукт или воплощать в жизнь стратегии географической экспансии?». Правильный ответ – никаких гарантий. Нужно работать, следуя фразе «Работай, а деньги догонят». Ты можешь терпеть фиаско 100 раз, а на 101 открыть ноу-хау.

«Национальная премия бизнес-коммуникаций – это клуб, в рамках которого люди встречаются и делятся своими достижениями, оценивая их».

Все истории успеха в маркетинге – это истории тяжёлого труда. Мы знаем много историй о том, как человек проснулся, изобрел что-то, его диджитал-платформа заработала секстиллион. Но историй о чудовищных поражениях, фиаско и смертях гораздо больше. Просто Илон Маск и Марк Цукерберг на слуху. Однако многие люди делали всё то же, даже лучше, но у них ничего не получилось. И таких случаев бездна. Именно поэтому нужно идти вперёд, выполняя все 16, а то и 34 «пи». Если ты маркетолог, шаг за шагом делай свою работу. И в какой-то момент судьба не поскупится на успех. И пусть все вокруг скажут: «Повезло». Но ты ведь знаешь, что это не просто везение, а титанический труд.


Национальная Премия бизнес-коммуникаций: признание побед


В маркетинге очень важна оценка. Если бизнес успешен – это заслуга отдела продаж, а если у бизнеса проблемы – это всегда вина отдела маркетинга. Куда ни глянь, маркетологи всегда виноваты. Поэтому им нужна поддержка, доказательство того, что маркетинг существует.

Помните песню? «Наша служба и опасна и трудна, и на первый взгляд, как будто не видна». Это точно о маркетологах. Именно для того, чтобы показать, насколько важна «наша служба», и существует НПБК. Лично для меня это клуб, в рамках которого люди встречаются и делятся своими достижениями, оценивая их. Во-первых, маркетолог узнает, на каких процессах основываются другие бизнесы, и к нему приходит осознание, что шанс всё же есть. Но главное заключается в том, что профессионалов оценивают. Когда тебя высоко оценили, сразу спина распрямляется, ты понимаешь, что всё, что ты делал, не зря. И с этим чувством ты идёшь к инвестору или владельцу бизнеса.

В объективности НПБК сомневаться не приходится, потому что маркетологов оценивают те же маркетологи. А мы, как известно, всегда находимся в состоянии острой конкуренции. И если один маркетолог хвалит другого, значит, не похвалить было нельзя.

Вы действительно хотите удалить заявку?
Регистрация
На Вашу электронную почту было отправлено письмо с ссылкой для подтверждения регистрации на сайте.
Ок
Восстановление пароля
Контрольная строка, а также ваши регистрационные данные были высланы по E-Mail. Пожалуйста, дождитесь письма, так как контрольная строка изменяется при каждом запросе.
Ок
Регистрация
Зарегистрированы?
Войти
Защитный код
Восстановление пароля