Последнее обновление: 19 июля 2024 года

Бизнес-экосистема компании

Время прочтения: 12 мин.
Экосистемы — тренд последних лет: все больше компаний стремятся объединять полезные сервисы, работая с партнерами под одним брендом. Такой формат бизнеса позволяет увеличить аудиторию и поднять продажи, а клиентам — получить легкий доступ к нужному функционалу.
В сегодняшней статье поговорим о том, что такое экосистема компании и какие преимущества она дает бренду и его целевой аудитории.
НПБК.Эффективность
Престижная награда за эффективные маркетинговые практики. С 2015 года мы наградили более 350 брендов и специалистов в области маркетинга, PR и коммуникаций
Старт сезона: август 2024

Что такое экосистема бизнеса: основное понятие

Бизнес-экосистема — это набор онлайн-сервисов, объединенный вокруг одного бренда и взаимосвязанных между собой. Клиенты экосистем могут получить доступ ко всем инструментам этих сервисов через один аккаунт (зачастую даже через одно приложение или сайт), а сами сервисы могут касаться одной сферы деятельности или совмещать сразу несколько отраслей, что позволяет охватить больше потенциальных клиентов.

бизнес-экосистема - фото

Что входит в экосистему компании

Структура бизнес-экосистемы включает продукты, услуги и сервисы, которые предоставляют взаимосвязанные между собой компании для удовлетворения различных потребностей клиентов. В нее могут входить любые инструменты, полезные для пользователей. Например, маркетплейсы объединяют продавцов разных продуктов, операционные системы для телефонов и ПК — программы и/или приложения, банки и платежные системы — наборы решений для бизнеса и кредитные продукты.

Примеры экосистем российских брендов

Рассмотрим, что входит в экосистему наиболее известных российских компаний.

Экосистема «Сбера»

Сбербанк изначально развивался как банк, но постепенно начал расширяться и оказывать нефинансовые услуги. Сейчас его экосистема включает более 40 партнерских компаний, предоставляющих сервисы и услуги в различных сферах жизни: телемедицина, доставка, недвижимость, площадки электронной коммерции, телекоммуникации, искусственный интеллект, облачные технологии для бизнеса.

Доступ ко всем сервисам экосистемы Сбера можно получить через единый аккаунт СберID, на них распространяется действие программы лояльности «Спасибо», которая предоставляет скидки и бонусы.

Среди наиболее крупных решений Сбера можно отметить:

  • маркетплейс Сбер Мегамаркет;
  • умная колонка с голосовым ассистентом SberBox;
  • сервис купли-продажи недвижимости Домклик;
  • мобильный оператор СберМобайл;
  • сервис для онлайн-консультаций с врачами СберЗдоровье;
  • сервис для бронирования мест и оплаты заказов в заведениях общественного питания СберФуд;
  • сервис купли-продажи автомобилей СберАвто.
экосистема компании - фото
Пример экосистемы Сбера

Экосистема Яндекс

Яндекс давно перестал быть просто поисковиком — в цифровую экосистему компании на данный момент входят более 90 продуктов в разных сферах: от рекламных инструментов и аналитики посещаемости сайтов до просмотра фильмов и доставки еды.

Самые известные элементы экосистемы Яндекса:

  • Маркет — маркетплейс;
  • Директ — рекламная сеть Яндекса;
  • Метрика — инструмент для аналитики трафика сайтов;
  • Такси — сервис для заказа такси;
  • Еда — доставка еды;
  • Музыка — стриминговый сервис для музыки;
  • Кинопоиск — стриминговый сервис для фильмов и сериалов;
  • Диск — облачное хранилище;
  • Практикум — онлайн-школа.
экосистема сервисов - фото
Часть сервисов экосистемы Яндекс

Интернет-экосистема «Тинькофф»

«Тинькофф» — еще одна экосистема, начинавшая свое развитие в качестве банка. Сегодня она предоставляет и нефинансовые услуги как для бизнеса, так и для физических лиц, доступ к которым можно получить через единый аккаунт.

Вот несколько примеров сервисов, входящих в бизнес-экосистему «Тинькофф»:

  • Страхование — страховые услуги;
  • Инвестиции — сервис для различных видов инвестирования и социальная сеть для инвесторов «Тинькофф Пульс»;
  • Путешествия — сервис для бронирования билетов и отелей;
  • Образование — онлайн-школа;
  • Мобайл — мобильный оператор;
  • голосовой помощник с искусственным интеллектом Олег.
экосистема в бизнесе - фото
Тинькофф Мобайл — оператор, который входит в экосистему

Бизнес-экосистема МТС

МТС — один из крупнейших мобильных операторов в СНГ, который также развивает собственную экосистему бренда. Компания активно инвестирует в перспективные стартапы в сфере цифровых технологий, поэтому регулярно пополняется новыми инструментами и расширяет ассортимент услуг.

Экосистема МТС насчитывает более 30 продуктов, среди которых:

  • Музыка — стриминговый сервис для музыки;
  • Cloud — облачное хранилище;
  • SmartMed — телемедицина;
  • Туризм — бронирование билетов;
  • Маркетолог — платформа для управления рекламными кампаниями.
экосистема бренда - фото
Реклама сервиса «МТС Маркетолог»

Экосистема Wildberries

Wildberries — крупнейший маркетплейс в России, объединяющий более 200 тысяч продавцов в разных сферах. Он также работает над развитием собственной экосистемы, сотрудничая с партнерами. Задача такого взаимодействия — упростить и оптимизировать работу продавцов.

В данный момент в нее входят следующие направления:

  • сервисы-операторы, отвечающие за обработку заказов, складской учет и планирование поставок;
  • аналитические инструменты отслеживания посещаемости, статистики продаж, результативности объявлений;
  • рекламные инструменты, помогающие организовывать маркетинговые кампании;
  • логистические службы, отвечающие за доставку товаров от продавца на склады и ПВЗ клиентов;
  • сервисы для заказа и создания контента для заполнения карточек товаров и оформления магазина.

Основные характеристики экосистем

Рассмотрим главные отличительные черты и характеристики бизнес-экосистем компаний.

Модульность

Каждый элемент экосистемы может развиваться отдельно, но при этом все компоненты эффективно взаимодействуют друг с другом. Это позволяет клиентам экосистемы выбирать необходимые им модули и инструменты для своих нужд, а бизнесу — расширять аудиторию и охватывать большое количество сегментов ЦА.

Кастомизация

Кастомизация — это возможность настройки продукта или услуги под потребности конкретного клиента. Все элементы экосистемы должны быть адаптированы под свой сегмент ЦА, поскольку это повышает удовлетворенность пользователей, улучшает клиентский сервис и продлевает LTV каждого клиента.

Многосторонние отношения

Многосторонние отношения — это активное взаимодействие со всеми участниками рынка: поставщиками, партнерами, конкурентами и потребителями. Для полноценного функционирования бизнес-экосистемы, все ее участники должны активно взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией и опытом, а также сотрудничать в разработке новых продуктов и услуг. Это способствует созданию инновационных решений и укреплению связей между разными сервисами.

Координация

Координация — согласованность действий участников для достижения общих целей и задач. Все сервисы должны функционировать, как единое целое, и соответствовать корпоративным стандартам. Пользовательский опыт и мнение о конкретном инструменте переносится на всю экосистему, поэтому каждый элемент должен поддерживать репутацию бренда.

Преимущества экосистем

Теперь поговорим об очевидных преимуществах экосистем.

Польза экосистем для бизнеса

Создавая и развивая экосистему, компании получают следующие преимущества:

  • охват большого количества категорий ЦА;
  • увеличение доли занимаемого рынка;
  • улучшение репутации, рост лояльности аудитории и LTV клиентов;
  • дополнительные рекламные возможности и снижение маркетинговых затрат за счет продвижения бренда и его предложений через все элементы экосистемы;
  • расширенные возможности для аналитики, которую можно использовать для развития бренда.
преимущества экосистемы - фото
Умная колонка от ВК — один из элементов экосистемы

Польза экосистем для пользователей

Пользуясь экосистемой, клиенты бренда также получают массу преимуществ:

  • доступ к большому количеству сервисов из одного интерфейса и через один аккаунт;
  • упрощение и автоматизация бытовых и рабочих задач;
  • точный подбор рекомендованных функций, так как сервисы синхронизируются между собой и запоминают предпочтения;
  • экономия на подписках благодаря тому, что они распространяются сразу на несколько элементов экосистемы;
  • возможность участия в программах лояльности от всех партнеров бренда.
развитие экосистемы компании - фото
Доступ ко всем сервисам экосистемы можно получить из одного аккаунта

Виды экосистем бизнеса

Рассмотрим основные типы бизнес-экосистем.

Вертикальные цифровые экосистемы

Вертикальные бизнес-экосистемы сосредоточены вокруг основного продукта и действуют в смежных сферах. Их задача — расширить ассортимент предоставляемых услуг и сделать взаимодействие пользователей с брендом более удобным и комфортным. Чаще всего все сервисы вертикальной экосистемы объединены в одном приложении, что обеспечивает эффективное взаимодействие между разными направлениями деятельности бизнеса.

Пример вертикальной экосистемы — Авито. Основной продукт — это доска объявлений, а другие (вспомогательные) инструменты — Доставка, Молл, Авто, Работа и так далее.

понятие бизнес экосистемы - фото
Вертикальная экосистема Авито

Горизонтальные цифровые экосистемы

Горизонтальные экосистемы компаний объединяют продукты в разных сферах деятельности, что позволяет им охватывать значительную долю рынка и привлекать широкую аудиторию. Доступ к отдельным сервисам обычно происходит через один аккаунт, но при этом они могут иметь разный интерфейс, собственный сайт или приложение.

Такие экосистемы сотрудничают с партнерскими компаниями и объединяют их под своим брендом. Они используют стратегию win-win — эффективную взаимозависимость, когда все участники выигрывают от совместной работы. Пример горизонтальной экосистемы — Сбербанк: кроме банковского приложения, у него есть сервисы из разных сфер деятельности — мобильный оператор, телемедицина, сервис для заказа еды, маркетплейс и так далее.

примеры компаний экосистем - фото
Элементы горизонтальной экосистемы Сбербанка

Гибридные цифровые экосистемы

Гибридные бизнес-экосистемы сервисов объединяют отличительные черты и вертикальных, и горизонтальных моделей. Часть сервисов сосредоточена вокруг одного продукта, остальные затрагивают разные сферы бизнеса. Это обеспечивает максимальный охват аудитории и усовершенствованный клиентский опыт.

Пример гибрида — Тинькофф, в котором соцсеть Пульс для инвесторов дополняет приложение Тинькофф Инвестиции, но при этом в экосистему входят и не связанные между собой продукты — например, Путешествия, Образование и голосовой помощник на базе ИИ.

Риски бизнес-экосистем

Создание и развитие экосистемы — это возможность для роста и масштабирования бизнеса, расширения целевой аудитории и увеличения доли рынка.

Но с ней связаны и определенные риски:

  • зависимость имиджа компании от каждого элемента экосистемы — если один сервис работает нестабильно, портится мнение пользователей о бренде в целом;
  • необходимость значительных инвестиций в создание экосистемы — сумма может быть недоступной для представителей малого и среднего бизнеса;
  • вероятность убытков — это может произойти, если партнеры решат прекратить сотрудничество и выйти из экосистемы;
  • необходимость непрерывного развития — нужно следить за трендами всех ниш, которые входят в экосистему, и постоянно обновлять каждый продукт;
  • высокая конкуренция — при создании обширной экосистемы придется соревноваться с компаниями-гигантами, у которых есть лояльная целевая аудитория и обширная клиентская база.

Резюме

Бизнес-экосистема — это оптимальная для современного рынка среда, в которой компании могут комплексно взаимодействовать и развиваться, одновременно удовлетворяя растущий потребительский спрос в едином пространстве.

Применение экосистемного подхода играет ключевую роль в развитии бизнеса, поскольку данная модель учитывает особенности и потребности компаний и их клиентов, способствуя повышению конкурентоспособности.

Валерия Мегрибанова
Продюсер Национальной премии бизнес-коммуникаций
Премия
Национальная Премия бизнес-коммуникаций. Эффективность
НПБК.Эффективность — главная награда за эффективные маркетинговые и внутрикоммуникационные практики и одно из важнейших деловых событий страны.