Все о мотивации персонала в организации

Секрет успеха крупных компаний - правильная мотивация своих сотрудников. Персонал, лично заинтересованный в развитии бизнеса, работает эффективнее и прикладывает все усилия, чтобы добиваться нужных результатов. Но поощрение премиями и повышением зарплаты - это только вершина айсберга. В этой статье расскажем, как известные компании строят собственную систему мотивации и как можно использовать их опыт для развития своего бренда.

Что такое мотивация сотрудников и для чего она нужна

Мотивация сотрудников — это стимулы со стороны руководства, которые заинтересовывают персонал в эффективной работе и высоких результатах. Главная цель процесса — формирование надежного штата, который слаженно работает над ростом и развитием компании.

Задачи здесь могут быть следующие:

  • стимулирование сотрудников на результативную рабочую деятельность;
  • привлечение новых специалистов за счет хорошей репутации компании;
  • удержание наиболее перспективных, ценных кадров;
  • улучшение эффективности деятельности компании;
  • формирование приверженности и преданности персонала, что минимизирует вероятность утечки конфиденциальной информации к конкурентам.
мотивация персонала - фото
Мотивированные сотрудники работают лучше и эффективнее

Корпоративная мотивация может быть материальной и нематериальной. Например, денежные методы — это премии, повышения зарплаты, процентные надбавки от прибыли, оплачиваемые путевки в отпуск. Нематериальные — комфортные условия работы, обучение за счет компании, доски почета и награждение лучших сотрудников. Также существует негативная мотивация — это штрафы, комиссии, выговоры за проступки.

Чтобы система мотивации была эффективной, необходимо сочетать все методы на постоянной основе, поскольку несистемные акты поощрения не приносят нужных результатов.

Примеры известных компаний

Рассмотрим, как крупные успешные бренды мотивируют своих сотрудников:

  1. Google — один из лидеров в нематериальной мотивации, где сотрудники получают полный пакет социального обеспечения — льготы, медицинскую страховку, бесплатные завтраки и обеды от квалифицированных штатных поваров, оплачиваемые поездки в отпуск, поддержки во время декрета, больничного, при усыновлении ребенка и так далее. Кроме этого, компания оплачивает обучение и повышение квалификации, дает возможность путешествовать, работая в разных филиалах или удаленно. Таким образом, Google делает все, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя комфортно и, в случае кризисных ситуаций, мог получить любую необходимую помощь работодателя; 
  2. Apple — делает ставку на добавочную ценность работы в организации. Сотрудники, осознавая, что работают в престижном месте — одном из крупнейших мировых брендов, испытывают гордость и чувствуют личную причастность к успеху компании. Несмотря на то, что работа, зачастую, предполагает сверхурочную нагрузку, дополнительные часы и даже отсутствие выходных, она хорошо оплачивается, а после переработки персонал обязательно получает дополнительный отпуск. Кроме того, руководители всегда трудятся наравне со своими подчиненными и всегда поощряют лучших сотрудников;
  3. DreamWorks Animation — известна политикой компании, направленной на создание дружелюбной и комфортной обстановки в коллективе. Персонал пользуется бесплатным буфетом, может оформлять рабочие места на свой вкус, посещает корпоративы после успешного завершения проектов, где обмениваются мнениями и делятся опытом. Чем выше эффективность работы, тем больше доверия от руководства, благодаря которой сотрудники получают расширенную ответственность, свободу действий, перспективу карьерного роста и повышение зарплаты; 
  4. Microsoft — разрабатывая мотивационную систему по результатам опроса своих сотрудников, компания учла их предложения и сформировала эффективные стимулы. Сотрудники получают полное соцобеспечение, компенсацию расходов на медицинское и юридическое обслуживание, оплачиваемые отпуска и больничные. Корпоративная поддержка есть и у семей работников в виде программ трудоустройства супругов и родственников, организации досуга и обучения детей, совместных семейных мероприятий для персонала и так далее; 
  5. FullContact — технологическая компания известна своей фишкой со “сверхоплачиваемыми” отпусками. Компания финансирует сотруднику поездку в любое место, куда он захочет, при условии, что в этот период он не будет принимать участия в рабочих делах. Так они решают проблему с чрезмерной нагрузкой, а также дают своим работникам возможность полноценно отдохнуть и включиться в процесс с новыми силами. Кроме этого, такой подход помогает улучшить взаимодействие между коллегами и научиться правильно разделять обязанности.

Виды корпоративной мотивации персонала

Подробнее остановимся на видах мотивации персонала, о которых вкратце говорили выше.

Материальная

Материальная мотивация — это денежные стимулы:

  • повышение оклада — рост фиксированной зарплаты, например, в связи с получением новой должности или расширения обязанностей;
  • премии за эффективность работы — дополнительные выплаты за достижение определенных результатов, перевыполнение нормы, заключение выгодных сделок;
  • тематические премии — выплаты в честь профессиональных или государственных праздников, в конце года или квартала, за стаж работы;
  • комиссионные — прибавки к зарплате в виде процента от прибыли, которую сотрудник приносит компании за определенных срок деятельности. 

Материальные методы должны присутствовать в каждой системе мотивации. Одно из их преимуществ - быстрое вознаграждение за достижение результата.

Нематериальная

Нематериальная мотивация сотрудников — это любые стимулы, кроме зарплаты и других денежных выплат:

  • устное поощрение, награды, размещение на доске почета за заслуги и успехи;
  • организация комфортной обстановки на рабочем месте;
  • своевременное продвижение по карьерной лестнице, поощрение профессионального роста, внимательное отношение к идеям и  предложениям сотрудников;
  • социальное обеспечение, льготы, медицинская страховка, компенсация расходов;
  • оплачиваемые путевки в санатории и рекреационные учреждения;
  • образование и повышение квалификации за счет компании, оплата курсов, посещения конференций и семинаров;
  • организация досуга за счет компании (например, корпоративы, развлекательные мероприятия, совместные поездки для обмена опытом);
  • поддержка семей сотрудников, организация рабочих мест для родственников, поездок в лагеря для детей;
  • помощь во время больничного и декретного отпуска. 
мотивация сотрудников - фото
Удобное рабочее место и дружелюбный коллектив — важная часть мотивации персонала

Нематериальная мотивация важна не менее, чем денежная, поскольку разовые выплаты поднимают заинтересованность сотрудников в работе только на короткое время, а для достижения долгосрочных целей нужна постоянная поддержка от руководства. 

Разработка мотивационной системы

Расскажем об основных этапах создания и внедрения мотивационной системы в свою компанию:

  1. Постановка целей компании — определите, чего вы хотите добиться. Например, улучшить технику общения с клиентами, поднять продажи до определенного показателя, сократить время выполнения рабочих задач;
  2. Опрос сотрудников — узнайте, чего хочет коллектив, какие стимулы могли бы стимулировать персонал работать лучше. Опрос можно сделать анонимным, чтобы добиться максимальной честности;
  3. Оценка материальных возможностей компании — премирование должно быть рентабельным для бизнеса, чтобы исключить серьезное снижение дохода и оборота, либо перераспределения средств в ущерб других важных статей расходов;
  4. Определение критериев премирования — например, для маркетологов это конверсия, для менеджеров по продажам — количество сделок и средний чек, для работников производства — объемы выпускаемой продукции. Цели должны быть реальными, но превышать текущие показатели, ведь время от времени их нужно поднимать;
  5. Утверждение списка методов, сроков их внедрения и окупаемости, ожидаемых результатов — данные меры можно разделить на срочные, которые будут внедряться немедленно (например, премирование, улучшение рабочих мест, поездки на курсы и семинары) и долгосрочные (социальное страхование, льготы, выделение бюджета на путевки). Не нужно внедрять все методы одновременно, поскольку так будет проще распределить средства и отследить результативность; 
  6. Установка негативной мотивации — нужно определить, за какие проступки будут начисляться предупреждения или штрафы. Однако, система должна быть не слишком жесткой, не ограничивать необходимую свободу действий и допускать право на ошибки. При этом правила должны распространяться на всех сотрудников без исключения.

Внедрение и оценка эффективности

Для успешного внедрения системы мотивации персонала в любой организации важно проинформировать весь коллектив о нововведениях. Для этого можно провести корпоративное собрание, выслать сотрудникам электронные письма, а также делегировать руководителям отделов поставить подчиненных в известность.

мотивация сотрудников в организации - фото
Сообщите сотрудникам о нововведениях на собрании или в электронном письме

Также, следует предоставить работникам возможность отслеживать свои результаты в режиме реального времени — например, какую сумму человек заработал на проценте от продаж или сколько сделок нужно совершить для получения премии. Все условия должны быть прозрачными и понятными — что нужно сделать, чтобы претендовать на путевку, как пройти обучение за счет компании, кто может рассчитывать на надбавку за стаж и так далее.

Обязательно нужно следить, какие результаты дает система и окупаются ли вложения в нее. Учитывайте, что не все меры направлены на быстрый эффект, поскольку премия за нужные показатели до конца месяца простимулирует сотрудников улучшить работу прямо сейчас, а соцподдержка рассчитана на формирование хорошего имиджа компании среди персонала и снижение текучести кадров, которые можно зафиксировать только через несколько лет функционирования программы. 

Как заинтересовать удаленных сотрудников

С сотрудниками на удаленке все значительно сложнее. Здесь, кроме обычных методов (например, должностного повышения, периодического увеличения зарплаты и предоставления очередных отпусков), рекомендуется применять и другие дополнительные стимулы:

  • регулярный видеоконтакт с обсуждением текущих рабочих вопросов;
  • периодическое неформальное общение с целью выявления психологического состояния удаленного работника;
  • улучшение системы коммуникации с коллегами (например, посредством запуска CRM или закрытого корпоративного мессенджера).

Также, из-за сложности контроля производительности удаленных сотрудников, ведущие специалисты по найму рекомендуют установить сдельную оплату труда.

Нестандартные методы

Приведем примеры нестандартных, но простых и эффективных мотивационных методов:

  • виртуальная валюта внутри компании, которую можно дарить, списывать в качестве штрафа или “обналичивается” в виде премий или дополнительных выходных (отгулов);
  • новые названия должностей — например, не “менеджер”, а “руководитель работы с клиентами” или более экстравагантный “хранитель кассы” вместо кассира;
  • креативные номинации на награды — “лучший антивирус” (для отдела кибербезопасности), “путешественник года” (для лучшего курьера);
виды мотивации персонала - фото
Нестандартные виды мотивации поднимают настроение
  • выходные от дресс-кода — позвольте сотрудникам самостоятельно выбирать одежду раз в неделю, месяц или в честь праздников;
  • оформление рабочего места на свой вкус — комнатное растение или фото любимого кота в рамке сделают жизнь сотрудников чуть лучше и даст им понять, что руководство уважает их интересы.

Резюме

Мотивация сотрудников необходима для повышения результативности их работы, достижения ключевых целей бизнеса, а также формирования надежного и заинтересованного штата, который сплоченно работает на результат.

Грамотно внедренная и отслеживаемая система мотивации персонала в компании является дополнительным гарантом ее развития в продолжительной перспективе.

Премия
Национальная Премия бизнес-коммуникаций. Эффективность
НПБК.Эффективность — главная награда за эффективные маркетинговые и внутрикоммуникационные практики и одно из важнейших деловых событий страны.