Последнее обновление: 16 июня 2024 года

Мотивация персонала

Время прочтения: 11 мин.
Секрет успеха крупных компаний - правильная мотивация персонала. Сотрудник, лично заинтересованный в развитии бизнеса, работает эффективнее и прикладывает все усилия, чтобы добиваться нужных результатов. Но поощрение премиями и повышением зарплаты - это только вершина айсберга. В этой статье расскажем, как известные компании строят собственную систему мотивации и как можно использовать их опыт для развития своего бизнеса.
НПБК.Эффективность
Престижная награда за эффективные маркетинговые практики. С 2015 года мы наградили более 350 брендов и специалистов в области маркетинга, PR и коммуникаций
Старт сезона: август 2024

Что такое мотивация персонала и для чего она нужна

Мотивация персонала — это стимулы со стороны руководства, побуждающие сотрудников работать эффективнее и достигать еще более высоких результатов. Главная цель системы мотивации для работодателя — это формирование надежного штата, который слаженно работает над ростом и развитием компании.

Задачи системы мотивации

Правильно выстроенная мотивационная система позволяет решить следующие задачи:

  • стимулировать сотрудников на результативную рабочую деятельность;
  • привлечь новых специалистов за счет хорошей репутации компании;
  • удержать сотрудников, наиболее ценных для организации;
  • улучшение эффективности деятельности компании за счет повышения вовлеченности персонала;
  • формирование приверженности и преданности сотрудников, что минимизирует вероятность утечки конфиденциальной информации к конкурентам.
мотивация персонала - фото
Мотивированные сотрудники работают лучше и эффективнее

Примеры мотивации персонала в известных организациях

Рассмотрим несколько примеров мотивации персонала в известных мировых организациях:

  1. Google — один из лидеров в нематериальной мотивации, где работники получают полный пакет социального обеспечения — льготы, медицинскую страховку, бесплатные завтраки и обеды от квалифицированных штатных поваров, оплачиваемые поездки в отпуск, поддержки во время декрета, больничного, при усыновлении ребенка и так далее. Кроме этого, компания оплачивает обучение и повышение квалификации, дает возможность путешествовать, работая в разных филиалах или удаленно. Таким образом, Google делает все, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя комфортно и, в случае кризисных ситуаций, мог получить любую необходимую помощь работодателя; 
  2. Apple — система мотивации персонала в этой организации делает ставку на добавочную ценность работы в этой компании. Люди, осознавая, что работают в престижном месте — одном из крупнейших мировых брендов, испытывают гордость и чувствуют личную причастность к его успеху. Несмотря на то, что работа, зачастую, предполагает сверхурочную нагрузку, дополнительные часы и даже отсутствие выходных, она хорошо оплачивается, а после переработки персонал обязательно получает дополнительный отпуск. Кроме того, руководители всегда трудятся наравне со своими подчиненными и всегда поощряют лучших;
  3. DreamWorks Animation — пример системы мотивации в этой компании основан на создании дружелюбной и комфортной обстановки в коллективе, а также развитии корпоративной культуры. Персонал пользуется бесплатным буфетом, может оформлять рабочие места на свой вкус, посещает корпоративы после успешного завершения проектов, где обмениваются мнениями и делятся опытом. Чем выше эффективность работы, тем больше доверия от руководства, благодаря которой сотрудники получают расширенную ответственность, свободу действий, перспективу карьерного роста и повышение зарплаты; 
  4. Microsoft — разрабатывая систему мотивации по результатам опроса своих работников, компания учла их предложения и сформировала эффективные стимулы. Сотрудники получают полное соцобеспечение, компенсацию расходов на медицинское и юридическое обслуживание, оплачиваемые отпуска и больничные. Корпоративная поддержка есть и у семей работников в виде программ трудоустройства супругов и родственников, организации досуга и обучения детей, совместных семейных мероприятий для персонала и так далее; 
  5. FullContact — технологическая компания известна своей фишкой со “сверхоплачиваемыми” отпусками. Компания финансирует работнику поездку в любое место, куда он захочет, при условии, что в этот период он не будет принимать участия в рабочих делах. Так они решают проблему с чрезмерной нагрузкой и профвыгоранием, а также дают своим работникам возможность полноценно отдохнуть и включиться в процесс с новыми силами. Кроме этого, такая система мотивации помогает улучшить взаимодействие между коллегами и научиться правильно разделять обязанности.

Виды мотивации персонала

Теперь подробно поговорим о видах мотивации персонала.

Что такое материальная мотивация персонала с примерами

Материальная мотивация — это, в первую очередь, денежные стимулы:

  • повышение оклада — рост фиксированной зарплаты, например, в связи с получением новой должности или расширения обязанностей;
  • премии за эффективность работы — дополнительные выплаты за достижение определенных результатов, перевыполнение нормы, заключение выгодных сделок;
  • тематические премии — выплаты в честь профессиональных или государственных праздников, в конце года или квартала, за стаж работы;
  • комиссионные — прибавки к зарплате в виде процента от прибыли, которую сотрудник приносит компании за определенных срок деятельности. 

Материальные методы должны присутствовать в каждой системе мотивации. Одно из их преимуществ - быстрое вознаграждение за достижение результата.

Что относится к нематериальной мотивации

Нематериальная мотивация сотрудников — это любые стимулы, кроме зарплаты и других денежных выплат:

  • устное поощрение, награды, размещение на доске почета за заслуги и успехи;
  • организация комфортной обстановки на рабочем месте;
  • своевременное продвижение по карьерной лестнице, поощрение профессионального роста, внимательное отношение к идеям и  предложениям персонала;
  • социальное обеспечение, льготы, медицинская страховка, компенсация расходов;
  • оплачиваемые путевки в санатории и рекреационные учреждения;
  • образование и повышение квалификации за счет компании, оплата курсов, посещения конференций и семинаров;
  • организация досуга за счет компании (например, корпоративы, развлекательные мероприятия, совместные поездки для обмена опытом);
  • поддержка семей сотрудников, организация рабочих мест для родственников, поездок в лагеря для детей;
  • помощь во время больничного и декретного отпуска;
  • онбординг новых работников.
мотивация сотрудников - фото
Удобное рабочее место и дружелюбный коллектив — важная часть нематериальной мотивации персонала

Нематериальные способы мотивации сотрудников важны не менее, чем денежные, поскольку разовые выплаты поднимают заинтересованность в работе только на короткое время, а для достижения долгосрочных целей нужна постоянная поддержка от руководства. 

Прямая мотивация

К прямой мотивации персонала относятся все вышеперечисленные выше виды мотиваций (материальные и нематериальные), направленные непосредственно на самих сотрудников.

Косвенная мотивация

Косвенная мотивация персонала — это любые виды поддержки супругов и детей сотрудников. Сюда можно отнести:

  • новогодние подарки;
  • путевки в пансионаты и детские лагеря;
  • оплата проездов в отпускные периоды;
  • льготные места в детских садах;
  • различного рода льготы на образование детей и многое другое.

Разработка мотивационной системы

Расскажем об основных этапах создания и внедрения системы мотивации сотрудников в компании:

  1. Постановка целей компании — определите, чего вы хотите добиться. Например, улучшить технику общения с клиентами, поднять продажи до определенного показателя, сократить время выполнения рабочих задач;
  2. Опрос сотрудников — узнайте, чего хочет коллектив, какие стимулы могли бы повысить мотивацию персонала. Опрос можно сделать анонимным, чтобы добиться максимальной честности;
  3. Оценка материальных возможностей компании — премирование должно быть рентабельным для бизнеса, чтобы исключить серьезное снижение дохода и оборота, либо перераспределения средств в ущерб других важных статей расходов;
  4. Определение критериев премирования — например, для маркетологов это конверсия, для менеджеров по продажам — количество сделок и средний чек, для работников производства — объемы выпускаемой продукции. Цели должны быть реальными, но превышать текущие показатели, ведь время от времени их нужно поднимать;
  5. Утверждение списка методов мотивации, сроков их внедрения и окупаемости, ожидаемых результатов — данные меры можно разделить на срочные, которые будут внедряться немедленно (например, премирование, улучшение рабочих мест, поездки на курсы и семинары) и долгосрочные (социальное страхование, льготы, выделение бюджета на путевки). Не нужно внедрять все мотивационные методы одновременно, поскольку так будет проще распределить средства и отследить результативность; 
  6. Установка негативной мотивации — нужно определить, за какие проступки будут начисляться предупреждения или штрафы. Однако, система должна быть не слишком жесткой, не ограничивать необходимую свободу действий и допускать право на ошибки. При этом правила должны распространяться на всех сотрудников без исключения.

Внедрение и оценка эффективности системы мотивации

Для успешного внедрения системы мотивации персонала в любой организации важно проинформировать весь коллектив о нововведениях. Для этого можно провести корпоративное собрание, выслать сотрудникам электронные письма, а также делегировать руководителям отделов поставить подчиненных в известность.

мотивация сотрудников в организации - фото
Сообщите сотрудникам о нововведениях на собрании или в электронном письме

Также, следует предоставить работникам возможность отслеживать свои результаты в режиме реального времени — например, какую сумму человек заработал на проценте от продаж или сколько сделок нужно совершить для получения премии. Все условия должны быть прозрачными и понятными — что нужно сделать, чтобы претендовать на путевку, как пройти обучение за счет компании, кто может рассчитывать на надбавку за стаж и так далее.

Обязательно нужно следить, какие результаты дает система мотивации персонала и окупаются ли вложения в нее. Учитывайте, что не все меры направлены на быстрый эффект, поскольку премия за нужные показатели до конца месяца простимулирует улучшить показатели работы прямо сейчас, а соцподдержка рассчитана на формирование хорошего имиджа компании среди персонала и снижение текучести кадров, которые можно зафиксировать только через несколько лет функционирования программы. 

Как мотивировать сотрудников на «удаленке»

С сотрудниками на удаленке все значительно сложнее. Здесь, кроме обычных методов мотивации (например, должностного повышения, периодического увеличения зарплаты и предоставления очередных отпусков), рекомендуется применять и другие дополнительные стимулы:

  • регулярный видеоконтакт с обсуждением текущих рабочих вопросов;
  • периодическое неформальное общение с целью выявления психологического состояния удаленного работника;
  • улучшение системы внутренней коммуникации с коллегами (например, посредством запуска CRM или закрытого корпоративного мессенджера).

Также, из-за сложности контроля производительности удаленных сотрудников, ведущие специалисты по найму рекомендуют установить сдельную оплату труда.

Нестандартные методы мотивации персонала

Приведем примеры нестандартных, но простых и эффективных методов мотивации персонала:

  • виртуальная валюта внутри компании, которую можно дарить, списывать в качестве штрафа или “обналичивается” в виде премий или дополнительных выходных (отгулов);
  • новые названия должностей — например, не “менеджер”, а “руководитель работы с клиентами” или более экстравагантный “хранитель кассы” вместо кассира;
  • креативные номинации на награды — “лучший антивирус” (для отдела кибербезопасности), “путешественник года” (для лучшего курьера);
виды мотивации персонала - фото
Нестандартные виды мотивации сотрудников поднимают настроение
  • выходные от дресс-кода — позвольте персоналу самостоятельно выбирать одежду раз в неделю, месяц или в честь праздников;
  • оформление рабочего места на свой вкус — комнатное растение или фото любимого кота в рамке сделают жизнь сотрудников чуть лучше и даст понять, что руководство уважает их интересы.

Резюме

Мотивация сотрудников в организации необходима для повышения результативности их работы, достижения ключевых целей бизнеса, а также формирования надежного и заинтересованного штата, который сплоченно работает на результат.

Автор: Валерия Мегрибанова
Продюсер Национальной премии бизнес-коммуникаций
Премия
Национальная Премия бизнес-коммуникаций. Эффективность
НПБК.Эффективность — главная награда за эффективные маркетинговые и внутрикоммуникационные практики и одно из важнейших деловых событий страны.

Читайте также