Секрет успеха крупных компаний - правильная мотивация персонала. Сотрудник, лично заинтересованный в развитии организации, работает эффективнее и прикладывает все усилия, чтобы добиваться нужных результатов. Но поощрение премиями и повышением зарплаты - это только вершина айсберга.
В этой статье расскажем, что такое мотивация сотрудников, какие ее виды бывают, а также как правильно стимулировать персонал на продуктивную работу на примере известных компаний.
Престижная награда за эффективные маркетинговые практики. С 2015 года мы наградили более 350 брендов и специалистов в области маркетинга, PR и коммуникаций
Что такое мотивация персонала и для чего она нужна
Мотивация персонала – это стимулы со стороны руководства, побуждающие сотрудников работать эффективнее, достигая высоких результатов. Правильно разработанная система мотивации позволяет сформировать надежный трудовой коллектив, который будет слаженно работать над ростом и развитием компании.
Задачи мотивации сотрудников
Правильно выстроенная система мотивации сотрудников позволяет решить следующие задачи:
стимулировать сотрудников на результативную рабочую деятельность;
привлечь новых специалистов за счет хорошей репутации компании;
сформировать приверженность и преданность сотрудников, минимизируя вероятность утечки конфиденциальной информации к конкурентам.
Примеры систем мотивации персонала в известных организациях
Рассмотрим несколько примеров мотивации персонала в известных мировых организациях:
Google – один из лидеров в нематериальной мотивации, где работники получают полный пакет социального обеспечения – льготы, медицинскую страховку, бесплатные завтраки и обеды от квалифицированных штатных поваров, оплачиваемые поездки в отпуск, поддержки во время декрета, больничного, при усыновлении ребенка и так далее. Кроме этого, компания оплачивает обучение и повышение квалификации, дает возможность путешествовать, работая в разных филиалах или удаленно. Таким образом, Google делает все, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя комфортно и, в случае кризисных ситуаций, мог получить любую необходимую помощь работодателя;
Apple – система мотивации персонала в этой организации делает ставку на добавочную ценность работы в этой компании. Люди, осознавая, что работают в престижном месте – одном из крупнейших мировых брендов, испытывают гордость и чувствуют личную причастность к его успеху. Несмотря на то, что работа, зачастую, предполагает сверхурочную нагрузку, дополнительные часы и даже отсутствие выходных, она хорошо оплачивается, а после переработки персонал обязательно получает дополнительный отпуск. Кроме того, руководители всегда трудятся наравне со своими подчиненными и всегда поощряют лучших;
DreamWorks Animation – пример системы мотивации персонала в этой компании основан на создании дружелюбной и комфортной обстановки в коллективе, а также развитии корпоративной культуры. Сотрудники пользуются бесплатным буфетом, может оформлять рабочие места на свой вкус, посещает корпоративы после успешного завершения проектов, где обмениваются мнениями и делятся опытом. Чем выше эффективность работы, тем больше доверия от руководства, благодаря которой сотрудники получают расширенную ответственность, свободу действий, перспективу карьерного роста и повышение зарплаты;
Microsoft – разрабатывая систему мотивации персонала по результатам опроса своих работников, компания учла их предложения и сформировала эффективные стимулы. Сотрудники получают полное соцобеспечение, компенсацию расходов на медицинское и юридическое обслуживание, оплачиваемые отпуска и больничные. Корпоративная поддержка есть и у семей работников в виде программ трудоустройства супругов и родственников, организации досуга и обучения детей, совместных семейных мероприятий для персонала и так далее;
FullContact – технологическая компания известна своей фишкой со “сверхоплачиваемыми” отпусками. Компания финансирует работнику поездку в любое место, куда он захочет, при условии, что в этот период он не будет принимать участия в рабочих делах. Так они решают проблему с чрезмерной нагрузкой и профвыгоранием, а также дают своим работникам возможность полноценно отдохнуть и включиться в процесс с новыми силами. Кроме этого, такая система мотивации персонала помогает улучшить взаимодействие между коллегами и научиться правильно разделять обязанности.
Виды мотивации персонала
Теперь подробно поговорим о видах мотивации персонала.
Материальная мотивация сотрудников
Материальная мотивация – это, в первую очередь, денежные стимулы:
повышение оклада – рост фиксированной зарплаты, например, в связи с получением новой должности или расширения обязанностей;
премии за эффективность работы – дополнительные выплаты за достижение определенных результатов, перевыполнение нормы, заключение выгодных сделок;
тематические премии – выплаты в честь профессиональных или государственных праздников, в конце года или квартала, за стаж работы;
комиссионные – прибавки к зарплате в виде процента от прибыли, которую сотрудник приносит компании за определенных срок деятельности.
Материальные методы должны присутствовать в каждой системе мотивации персонала. Одно из их преимуществ - быстрое вознаграждение за достижение результата.
Нематериальная мотивация сотрудников
Нематериальная мотивация – это любые стимулы, кроме зарплаты и других денежных выплат:
устное поощрение, награды, размещение на доске почета за заслуги и успехи;
организация комфортной обстановки на рабочем месте;
своевременное продвижение по карьерной лестнице, поощрение профессионального роста, внимательное отношение к идеям и предложениям персонала;
Нематериальные способы мотивации сотрудников важны не менее, чем денежные, поскольку разовые выплаты поднимают заинтересованность в работе только на короткое время, а для достижения долгосрочных целей нужна постоянная поддержка от руководства.
Прямая мотивация персонала
К прямой мотивации персонала относятся все вышеперечисленные выше виды мотиваций (материальные и нематериальные), направленные непосредственно на самих сотрудников.
Косвенная мотивация персонала
Косвенная мотивация персонала – это любые виды поддержки супругов и детей сотрудников. Сюда можно отнести:
новогодние подарки;
путевки в пансионаты и детские лагеря;
оплата проездов в отпускные периоды;
льготные места в детских садах;
различного рода льготы на образование детей и многое другое.
Разработка системы мотивации персонала
Расскажем об основных этапах создания и внедрения системы мотивации персонала в компании:
Постановка целей компании – определите, чего вы хотите добиться. Например, улучшить технику общения с клиентами, поднять продажи до определенного показателя, сократить время выполнения рабочих задач;
Опрос сотрудников – узнайте, чего хочет коллектив, какие стимулы могли бы повысить мотивацию персонала. Опрос можно сделать анонимным, чтобы добиться максимальной честности;
Оценка материальных возможностей компании – премирование должно быть рентабельным для бизнеса, чтобы исключить серьезное снижение дохода и оборота, либо перераспределения средств в ущерб других важных статей расходов;
Определение критериев премирования – например, для маркетологов это конверсия, для менеджеров по продажам – количество сделок и средний чек, для работников производства – объемы выпускаемой продукции. Цели должны быть реальными, но превышать текущие показатели, ведь время от времени их нужно поднимать;
Утверждение списка методов мотивации, сроков их внедрения и окупаемости, ожидаемых результатов – данные меры можно разделить на срочные, которые будут внедряться немедленно (например, премирование, улучшение рабочих мест, поездки на курсы и семинары) и долгосрочные (социальное страхование, льготы, выделение бюджета на путевки). Не нужно внедрять все мотивационные методы одновременно, поскольку так будет проще распределить средства и отследить результативность;
Установка негативной мотивации – нужно определить, за какие проступки будут начисляться предупреждения или штрафы. Однако, система должна быть не слишком жесткой, не ограничивать необходимую свободу действий и допускать право на ошибки. При этом правила должны распространяться на всех сотрудников без исключения.
Внедрение и оценка эффективности системы мотивации
Для успешного внедрения системы мотивации персонала в любой организации важно проинформировать весь коллектив о нововведениях. Для этого можно провести корпоративное собрание, выслать сотрудникам электронные письма, а также делегировать руководителям отделов поставить подчиненных в известность.
Также, для дополнительной мотивации следует предоставить работникам возможность отслеживать свои результаты в режиме реального времени – например, какую сумму человек заработал на проценте от продаж или сколько сделок нужно совершить для получения премии. Все условия должны быть прозрачными и понятными – что нужно сделать, чтобы претендовать на путевку, как пройти обучение за счет компании, кто может рассчитывать на надбавку за стаж и так далее.
Обязательно нужно следить, какие результаты дает система мотивации персонала и окупаются ли вложения в нее. Учитывайте, что не все меры направлены на быстрый эффект, поскольку премия за нужные показатели до конца месяца простимулирует улучшить показатели работы прямо сейчас, а соцподдержка рассчитана на формирование хорошего имиджа компании среди персонала и снижение текучести кадров, которые можно зафиксировать только через несколько лет функционирования программы.
Как мотивировать сотрудников на «удаленке»
С сотрудниками на «удаленке» все значительно сложнее. Здесь, кроме обычных методов мотивации (например, должностного повышения, периодического увеличения зарплаты и предоставления очередных отпусков), рекомендуется применять и другие дополнительные стимулы:
регулярный видеоконтакт с обсуждением текущих рабочих вопросов;
периодическое неформальное общение с целью выявления психологического состояния удаленного работника;
улучшение системы внутренней коммуникации с коллегами (например, посредством запуска CRM или закрытого корпоративного мессенджера).
Также, из-за сложности контроля производительности удаленных сотрудников, ведущие специалисты по найму рекомендуют установить сдельную оплату труда.
Нестандартные методы мотивации персонала
Теперь рассмотрим примеры того, как мотивировать сотрудников с помощью нестандартных, но простых и эффективных методов:
виртуальная валюта внутри компании, которую можно дарить, списывать в качестве штрафа или “обналичивается” в виде премий или дополнительных выходных (отгулов);
новые названия должностей – например, не “менеджер”, а “руководитель работы с клиентами” или более экстравагантный “хранитель кассы” вместо кассира;
креативные номинации на награды – “лучший антивирус” (для отдела кибербезопасности), “путешественник года” (для лучшего курьера);
выходные от дресс-кода – позвольте персоналу самостоятельно выбирать одежду раз в неделю, месяц или в честь праздников;
оформление рабочего места на свой вкус – комнатное растение или фото любимого кота в рамке сделают жизнь сотрудников чуть лучше и даст понять, что руководство уважает их интересы.
Резюме
Мотивация персонала в организации необходима для повышения результативности работы сотрудников, достижения ключевых целей бизнеса, а также формирования надежного и заинтересованного штата, который сплоченно работает на результат. Внедряя и развивая систему мотивации, вы сможете значительно улучшить показатели эффективности труда и, соответственно, повысить прибыль компании.
Автор: Валерия Мегрибанова
Продюсер Национальной премии бизнес-коммуникаций
Премия
Национальная Премия бизнес-коммуникаций. Эффективность
«НПБК. Эффективность» — престижная награда в области бизнес-коммуникаций, отмечающая лучшие маркетинговые практики, а также одно из важнейших деловых событий страны.