Контент-маркетинг — это комплекс маркетинговых приемов, основанных на создании и распространении полезной для потребителя информации, используемой для продвижения брендов и их продуктов.
Аудитория давно устала от прямой рекламы и призывов «Купи!», «Подпишись!», «Закажи!» — теперь гораздо больше доверия вызывает ценная информация, которую можно применить в жизни. Развлекательные посты в соцсетях, экспертные статьи в блогах, видео с лайфхаками — вот наиболее яркие примеры контента, который привлекает внимание к бренду и служит нативной рекламой.
Ну а теперь перейдем непосредственно к трендам и стратегиям контент-маркетинга, которые будут востребованы 2024 году.
Спрос на достоверный, интересный и экспертный контент будет всегда. Аудитория не хочет видеть однотипные, скопированные из одного источника тексты, в которых «воды» гораздо больше, чем пользы. Проверенные факты, интервью с экспертами, авторские исследования, лайфхаки, основанные на собственном опыте — вот что будет пользоваться популярностью и задержится в трендах надолго.
Ценить экспертный контент начали и поисковики. Если раньше алгоритмы отдавали предпочтение сайтам с большим количеством вхождений ключевых слов, то сейчас в стратегии контент-маркетинга на первом месте — информационная достоверность и польза для их посетителей.
Дополнительным преимуществом будет структурированность размещаемой информации, обеспечивающей удобство визуального восприятия и чтения. Тексты, имеющие вступление (лид-абзац), выделенные подзаголовки, блоки с мнением экспертов, а также резюмирующие отдельную часть статьи тезисы, всегда воспринимались лучше, чем сплошное текстовое полотно. Однако теперь, грамотно выстроенная структура материала — это не только гарантия удержания пользовательского внимания, но и обязательное требование поисковых систем.
Достоверные источники с проверенной информацией в ТОПе выдачи Яндекса
Нейросети — один из популярнейших трендов за последние пару лет и эффективный помощник контент-мейкера, значительно облегчающий работу и являющийся источником идей и вдохновения. Профессионально используя нейросети, можно разработать план публикаций для канала, написать интересный пост в соцсети, исправить ошибки в статье, создать иллюстрацию и даже сгенерировать музыку для рекламного ролика.
Вот несколько ИИ-сервисов, которыми можно воспользоваться при разработке контента:
1. Yandex.GPT (Алиса, давай придумаем) — нейросеть от Яндекса, умеющая писать тексты в любой стилистике. Высокого уровня креативности и нестандартных идей от нее ждать не стоит, зато она хорошо подбирает факты и точные данные. В качестве источника используется информация из поисковика, поэтому ответы содержат актуальные, а не устаревшие данные. Количество генераций текстового контента не ограничено, поэтому можно задавать уточняющие вопросы, если первый ответ вас не устроил. Важное преимущество — нейросеть указывает источник, на который она опиралась при написании текста, поэтому достоверность данных легко проверить. Ее можно использовать, когда информацию в обычной поисковой выдаче найти сложно.
Пример текста, сгенерированного YaGPT с указанием источника
2. Gemini — нейросеть от Google для написания текстов, максимально приближенных к «человеческому» языку и требующих минимальной доработки. Gemini умеет создавать нестандартные и креативные идеи, поэтому может служить источником вдохновения. Помимо составления текстового контента, она способна выполнять задачи любой сложности — редактировать, пересказывать, сокращать и удлинять тексты, распознавать изображения и выдавать информацию по ним, создавать субтитры для роликов, переводить речь в текст, включая голосовое сопровождение видео- и аудиодорожек. Базовый функционал Gemini бесплатный, однако с платной версией можно использовать более современную языковую модель и получать приоритет в очереди на генерации.
3. Fabula.AI — сервис с бесплатным базовым режимом, работающий на базе Chat.GPT и не требующий подключения к VPN. Кроме написания текстов, он умеет генерировать и улучшать картинки, а также заменять лицо на фото и видео. Может создавать достаточно качественные тексты, если правильно составить промпт и задать несколько уточняющих вопросов, но их обязательно нужно проверять на достоверность фактов и исправлять стилистические ошибки.
Все нейросети могут выдавать хорошие тексты, но для того, чтобы результат можно было использовать, его обязательно нужно подвергать факт-чекингу, вычитывать и редактировать. Новый метод контент-маркетинга с использованием ИИ стоит рассматривать как источник идей, но полностью заменить работу контент-маркетолога он не сможет.
Ньюсджекинг — это продвижение бренда через актуальные новости. Данная стратегия основана на ситуативном маркетинге — нужно отслеживать инфоповоды и быть в курсе происходящих событий, чтобы создавать трендовый контент на темы, которые интересны аудитории прямо сейчас. При размещении в соцсетях можно легко попадать в ленту рекомендаций, особенно если использовать актуальные хэштеги. Также таким образом можно продвинуться и в выдаче — после того, как происходит «громкое» событие, количество тематических запросов растет, новости быстро выходят в ТОП, а сайты получают дополнительный трафик.
Новости помечаются в выдаче плашкой с датой публикации
При использовании новостей для создания актуального контента обязательно нужно учитывать моральную сторону вопроса. Если продвигаться на неоднозначных или трагичных событиях, можно легко испортить свою репутацию, поскольку аудитория остро реагирует на попытки «нажиться» на неуместных вещах.
UGC, или User-Generated Content — это контент, созданный пользователями. Сюда относятся отзывы, обзоры на товары и их распаковки, а также фото и видео с ними. Главное преимущество UCG-контента — высокая лояльность аудитории, поскольку пользователи гораздо больше доверяют не саморекламе бренда, а мнению других независимых людей.
Такая относительно новая тенденция в контент-маркетинге позволяет выделиться на фоне конкурентов и получить уникальный и эксклюзивный контент.
Клипы от пользователей на WB Guru
Мотивировать пользователей создавать UCG-контент можно, например, промокодами, баллами и скидками. Что касается использования UCG, то размещать его рекомендуется:
Дзен от Яндекса продолжает набирать популярность и сейчас он занимает 8 место в рейтинге самых популярных российских ресурсов с аудиторией свыше 80 миллионов человек в месяц. Теперь там можно размещать не только статьи, но и короткие вертикальные ролики, которые находятся на пике популярности и позволяют быстро набирать аудиторию.
Дзен — источник продвижения, стремительно набирающий популярность
Главный показатель качества контента в Дзен — дочитываемость: в ленту рекомендаций попадают те статьи, на которых пользователи задерживаются и пролистывают до конца. Поэтому, помимо интересной тематики, публикуемые материалы должны иметь четкую и легкую для восприятия структуру — цепляющий заголовок, интригующее вступление, фото и/или видео по теме, а также содержательный текст, постепенно отвечающий на все вопросы читателя.
Как показала практика, на Дзене стоит избегать «кликбейтных» заголовков, не соответствующих реальному смыслу статьи. Современные пользователи быстро распознают фальшь и закрывают страницу, а большое количество отказов негативно сказывается на ранжировании.
Еще один тренд контента в 2024 — это подбор рекомендаций на основе последних действий пользователей (персонализация). ИИ анализирует пользовательское поведение и формирует релевантные предложения, подбирая публикации так, чтобы они соответствовали интересам и увлечениям конкретного человека. Благодаря такой технологии контент находит своего читателя или зрителя и становится более ценным и полезным, а время, проведенное на сайте, значительно увеличивается.
Подбор рекомендованных роликов в Дзен на основе пользовательского поведения
Персонализацию, как новый метод привлечения клиентов, используют многие крупнейшие площадки — например, видеохостинги YouTube и TikTok, все соцсети, такие как VK и Instagram*, сервис для размещения статей Дзен.
Маркетплейсы также анализируют предпочтения своих посетителей и собирают рекомендации в разделах по типу «Вас может заинтересовать». Такую систему можно реализовать на любом сайте, например, предлагая после прочтения одной статьи другие, схожие по тематике.
Персонализированный контент можно внедрить и в рассылки. Для этого достаточно при подписке попросить пользователей указать темы, которые интересны, и регулярно отправлять им новые материалы, соответствующие указанной тематике.
Короткие вертикальные ролики длительностью менее минуты — один из ярких и заметных трендов последних лет. Пользователи не хотят тратить много времени на изучение контента, концентрироваться и вникать в суть, поэтому формат быстрых видео набрал популярность сразу же после появления. Сначала такие видео запустил TikTok, но всего за несколько лет они проникли во все соцсети и даже на маркетплейсы. Лента формируется на основании предпочтений — таким образом пользователи видят новые ролики на интересующие их темы.
Короткие видео в Shorts на YouTube
Главный критерий качества таких коротких видео — содержательность: сюжет нужно изложить за 1-3 минуты в зависимости от площадки, где будет размещаться ролик. Разбивать его на части, выкладывать продолжение в горизонтальном видео или на других ресурсах нежелательно, поскольку это раздражает зрителей и снижает их лояльность. В видео желательно добавлять субтитры, визуализировать содержание инфографиками и иллюстрациями, так как некоторые смотрят ролики без звука. Однако, это не должно мешать уловить основной смысл.
Для того, чтобы повысить количество просмотров, можно участвовать в челленджах, снимать клипы под популярную музыку, а также делать коллаборации с другими блогерами. Хорошее качество записи, экспертный и уникальный контент, собственные «фишки», которые отличают ваше видео от конкурентов, значительно повысят шансы на успех и помогут быстро набрать популярность.
Омниканальный, или комплексный подход к созданию и размещению контента — еще одно перспективное направление контент-маркетинга. Компания должна быть представлена на всех площадках, которые посещают разные сегменты ее ЦА. Нужно задействовать все доступные каналы коммуникации и размещать разные типы контента. В соцсетях и в Telegram пользуются популярностью короткие текстовые посты и фотоподборки, в TikTok и Youtube выкладывают видео, в Instagram* и Pinterest — фото, в Дзене и на платформе Telegraph — лонгриды.
Бренд YouTube представлен на разных площадках
При выборе площадок для размещения нужно учитывать предпочтения потенциальных клиентов — например, в TikTok преобладает молодежь, в Дзене — представители старшего поколения. Если в вашу целевую аудиторию входит большое количество разных сегментов, строить контент-стратегию стоит с учетом их интересов и размещать те материалы, которые будут им интересны.
Омниканальное контент-продвижение не только повышает видимость бренда и охватывает большое количество потенциальных клиентов, но и позволяет проанализировать активность аудитории на разных площадках и распределить бюджет на рекламные кампании. Вы будете знать, в какие каналы стоит вкладываться и откуда можно получить максимальную конверсию.
Последние годы были богаты на напряженные события, поэтому аудитория ценит простой, не обремененный смыслом развлекательный контент. Все устали от призывов к покупке, изобилия текста и длинных роликов — многие заходят в соцсети для того, чтобы просто отдохнуть. Поэтому потенциальные клиенты всегда будут лояльны к тем, кто дает им возможность расслабиться и посмеяться от души.
Главный тренд, который не теряет популярности уже второе десятилетие — это мемы: их активно обсуждают, сохраняют и делятся с друзьями, за счет чего охваты стремительно растут. Они должны быть действительно смешными, актуальными и уникальными, поэтому к их созданию нужно подходить со вниманием — иногда создать «вирусный» мем даже сложнее, чем написать экспертную статью.
Пример использования мема в рекламе
Развлекательный контент можно совмещать с познавательным, рассказывая, например, любопытные и забавные факты из определенной сферы деятельности. Также, его активно используют и для знакомства с компанией, делясь смешными случаями из рабочей жизни, веселыми переписками с коллегами, интересными историями от клиентов.
Обсуждая, какой контент будет актуален в 2024 году, нельзя не упомянуть интерактивный контент, с которым пользователи могут взаимодействовать. Мини-игры, розыгрыши, тесты и опросы помогают аудитории развлечься и расслабиться, а бренду — повысить охваты, получить обратную связь и сблизиться со своими потенциальными клиентами. Вариантов существует множество — нужно подбирать те, которые соответствуют вашей ЦА и лучше «заходят» ее сегментам. Важно анализировать активность пользователей под каждым интерактивным постом, выявлять наиболее популярные темы и форматы и регулярно создавать новый, либо редактировать имеющийся вовлекающий контент.
Пример интерактивного контента в виде опроса в VK
Контент-маркетинг — хороший способ продвинуть свой бренд без навязчивой прямой рекламы. Однако, важно следить затем, что интересно вашей целевой аудитории и задействовать как можно больше каналов коммуникации. Так вы сможете стать надежной и полезной компанией, которая находится на одной волне со своими клиентами.
*продукты компании Meta запрещены в России