Последнее обновление: 25 ноября 2024 года

ORM-маркетинг: эффективное управление репутацией в сети интернет

Время прочтения: 11 мин.
Сегодня управление репутацией в интернете (ORM) становится неотъемлемой частью успеха бизнеса. В эпоху цифровых технологий каждое мнение, отзыв или комментарий может существенно повлиять на имидж компании. Так, согласно исследованиям Markway и Anketolog, более 99% опрошенных пользователей изучают отзывы перед покупкой, предпочитая бренды с положительным имиджем. Поэтому, игнорирование негативных упоминаний или отсутствие качественной работы с репутацией может привести к потере клиентов и снижению прибыли.
Сегодня поговорим об особенностях управления репутацией бизнеса в сети и рассмотрим актуальные для этого процесса стратегии ORM-маркетинга.
НПБК.Эффективность
Престижная награда за эффективные маркетинговые практики. С 2015 года мы наградили более 350 брендов и специалистов в области маркетинга, PR и коммуникаций
Старт сезона: август 2024

Что такое ORM-маркетинг

ORM (Online Reputation Management) — это комплекс мероприятий, направленных на анализ, мониторинг и корректировку информации о бренде в интернете. Его основная цель — создание положительного имиджа компании и ее продуктов, а также устранение влияния негативных факторов. ORM включает работу с отзывами, поисковыми системами, социальными сетями и другими площадками, где упоминается бизнес.

Задачи в направлении репутационного ORM-маркетинга зависят от специфики организации, аудитории и текущего положения компании на рынке. К примеру, работа с репутацией для новой организации связана с PR и заключается в повышении узнаваемости, а для популярного бренда — в нивелировании негатива и контроле оценок и обзоров.

управление репутацией в интернете - фото

Зачем нужно управлять репутацией бизнеса

Согласованный и ответственно выстроенный процесс управления репутацией компании в сети и/или офлайн-среде помогает решить ряд важных для бизнеса задач.

Повышение популярности бренда

В рамках ORM-маркетинга (online reputation management) очень важно заполнять инфополе положительной информацией о компании. Потенциальный клиент должен встречать ее на тематических сайтах, в отзовиках, соцсетях и т.д. Так покупатель будет постоянно помнить о бренде и, при наличии нескольких вариантов, скорее всего сделает выбор в пользу его продуктов.

Мнение эксперта
Евгения Дубовская, Директор по связям с общественностью, Media Direction Group
как повысить популярность бренда в сети интернет - фото

«Довольно часто встречающееся заблуждение, что личный бренд актуален только для топовых позиций, и пока вы их не достигните заниматься им не стоит. Мой же многолетний опыт говорит как раз об обратном. Уже в начале карьеры, как только вы определились с тем, чему вы себя посвятите, стоит начать заниматься формированием профессиональной репутации».

Удержание и повышение лояльности клиентов

Позитивные публикации в сети интернет, программы лояльности, бонусы за отзывы – все это помогает поддерживать интерес со стороны покупателей и стимулировать повторные заказы.

Привлечение новой аудитории

Большая часть клиентов перед покупкой продукта изучают рейтинг бренда и отзывы о самом предложении. В этом случае репутационный менеджмент создает положительный образ и имидж компании, что помогает привлечь представителей целевой аудитории и конвертировать их в покупателей.

Увеличение продаж и прибыли

Около 66% клиентов откажутся от покупки, если в интернете есть информация о проблемах, например, с возвратом и доставкой. Негатив значительно влияет на финансовые показатели компании, так что с ними следует бороться.

Нейтрализация «черного» PR, фейковых публикаций

Грамотное использование ORM-стратегий помогает «отбелить» образ предприятия в глазах ЦА после негативных PR-атак конкурентов, фейковых отзывов и обзоров. Однако действовать здесь нужно быстро и профессионально, а иногда параллельно с «черными» PR-кампаниями.

ORM-стратегии

Управление репутацией бренда в интернете осуществляется по нескольким ORM-стратегиям. В ряде случае маркетологи могут одновременно использовать сразу несколько из них.

SERM (Search engine reputation management)

SERM — повышение присутствия в топе выдачи только положительных или нейтральных материалов о бренде за счет публикации заказных статей, постов и отзывов на корпоративном web-ресурсе, тематических форумах и сайтах, в отзовиках и картографических сервисах (например, на Яндекс Картах), а также других контент-платформах.

Перед SERM-специалистами, обычно стоят 2 глобальные задачи:

  • Вытеснение негативных упоминаний;
  • Создание положительного имиджа бренда в глазах аудитории.

управление репутацией в сети - фото

HM (Hidden marketing)

Управление имиджем и репутацией бренда не всегда ведется в открытую. Компании все чаще занимаются скрытым маркетингом (Hidden marketing, HM).

Отличие HM-стратегии от других подходов — нерекламное продвижение. Маркетологи от лица обычных пользователей общаются с целевой аудиторией в социальных сетях и на форумах, советуют различные продукты и интересуются мнениями. Благодаря искусному построению диалога у них удается привести человека к мысли, что бренду можно доверять, а продукт заслуживает внимания.

HRM (head research management)

HRM-стратегия позволяет повысить привлекательность компании как работодателя.

Главная цель такой стратегии — упростить HR-процессы, включая найм и удержание ценных сотрудников, а также сформировать дополнительную ценность компании, не связанной с заработной платой.

HRM реализуется за счет разных средств, позволяющих повысить престижность работы в компании. Это может быть публикация историй личного успеха сотрудников, участие экспертов в профильных мероприятиях, создание дружеской корпоративной культуры, участие в HR рейтингах и премиях.

Отдельное внимание уделяют HR-площадкам — pravda-sotrudnikov.ru, tipworker.com, nahjob.top, orabote.biz. На них бывшие сотрудники публикуют отзывы о своем опыте работы в компании.

Работа с негативными отзывами

Данная стратегия реализуется в составе SERM, HM и других с целью повышения лояльности аудитории и снижение градуса негатива. Она состоит в том, что компания обрабатывает каждый негативный отзыв.

Выполняется эта задача с помощью различных программ для отслеживания упоминаний бренда в сети. Сотрудник находит негативные отзывы и отвечает на них. Главное — правильно отреагировать. Нельзя грубить и спорить, если оценка справедлива. Рекомендуется просто сказать о том, что проблема уже решена, и предложить снова купить продукт в будущем.

Публикация собственных положительных отзывов

Это один из основных методов управления репутацией бизнеса в сети. Он заключается в том, что компания заполняет информационное пространство положительными отзывами. Таким образом новые бренды создают репутацию, а «старые» — минимизируют процент негатива.

Для выстраивания положительного образа компании заказывают отзывы у профессиональных авторов, а также мотивируют клиентов оставлять собственные. Во втором случае компании часто предлагают различные бонусы за комментарии.

Управление имиджем и репутацией компании в соцсетях

Управление репутацией в социальных сетях (SMRM) заключается в стимулировании положительных активностей и постоянном взаимодействии с аудиторией. Цели стратегии — получение положительных отзывов и создание крепкого коммьюнити.

Стратегии репутационного маркетинга реализуются за счет:

  • комьюнити-менеджмента;
  • стимулирования обсуждений в сообществах;
  • работы с отзывами в интернете от лица как компании, так и простого пользователя.
Мнение эксперта
Ольга Барская, Вице-президент по развитию бизнеса и маркетингу, OMD OM Group
как правильно управлять репутацией бренда в интернете - фото

«Социальные медиа — мой любимый инструмент. Это возможность легко общаться одновременно с тысячами людей со схожими интересами и ценностями. У каждого своя степень откровенности, но важно быть искренним. Сквозь каждый пост или комментарий мне всегда отчетливо виден человек».

Крауд-маркетинг

Это стратегия продвижения продукта и управления репутацией в сети с помощью публикаций комментариев и рекомендаций от лица пользователей. Ее цель — посев отзывов на площадках, где находится целевая аудитория.

Суть же заключается в публикации «живых» комментариев-рекомендаций с указанием ссылки на сайт компании или страницу с товаром. Стоит отметить, что крауд-маркетинг предполагает публикацию постов и ответов на вопросы от лица пользователей, а не самой компании.

Репутационный контент-маркетинг

Эта ORM-стратегия заключается в публикации различных форм контента в интернете. Ее цель — показать экспертность компании и донести информацию о бренде и продукте.

Для достижения поставленных задач компания подготавливает отзывы, вопросы на популярные ответы, бэкстейджи, информацию о команде, экспертные материалы. Их размещают на сайте, в соцсетях и на партнерских площадках.

Мнение эксперта
Маргарита Макжанова, Руководитель отдела брендинга, METRO
этапы управления репутацией бренда в интернете - фото

«Основа успешного личного бренда складывается абсолютно так же, как для бренда в целом, поэтому все знания по этой теме принесут свои плоды. Это и чёткое позиционирование, и работа с целевой аудиторией, и эффектная подача, и ToV, и многое другое. Поэтому, чтобы начать развивать личный бренд, нужно сначала ответить себе на вопросы: чем я могу быть интересен другим людям? зачем им следить за мной в медиа, читать авторские статьи, что я им могу предложить? Если ответ найти не удалось, то придётся прокачивать свою экспертизу, делать проекты, экспериментировать. Как только ответ получен, можно смело приступать к следующему шагу — формированию имиджа».

Этапы работы с репутацией и имиджем компании

ORM-маркетинг ведется постоянно на всем жизненном цикле бренда или продукта и включает следующие этапы:

Мониторинг упоминаний организации в медиа

Перед тем как приступать непосредственно к работе, нужно провести анализ репутации компании. Маркетологи изучают отзывы и упоминания бренда на следующих онлайн-площадках:

  • тематические форумы и сайты;
  • интернет-СМИ;
  • соцсети и мессенджеры;
  • отзовики.

Чтобы понять, в чем должна заключаться стратегия по управлению репутацией бренда в интернете, необходимо определить и оценить нынешнее мнение аудитории о бренде и товарах, динамику и тональность оценок и т.д. Маркетологи собирают положительные и негативные стороны анализируемого объекта, по мнению пользователей, а также подбирают способы работы с ними.

orm маркетинг - фото
Сервис «Крибрум» для работы с соцсетями и СМИ

Разработка и реализация стратегии

На основе анализа ORM-специалисты составляют план действий по формированию или корректировке репутации. Они определяют оптимальные формы контента, места их публикации, частотность и т.д.

Отметим, что выбор средств зависит от особенностей целевой аудитории. К примеру, в В2В нет необходимости в коммьюнити-менеджменте. В случае с В2В экспертный контент важнее работы с сообществом, поскольку компания должна вызвать доверие у ЦА.

Обычно компании составляют комплексные стратегии, которые включают в себя несколько компонентов:

  • реагирование на негатив;
  • коммьюнити-менеджмент;
  • SERM;
  • публикация экспертного контента;
  • крауд-маркетинг и так далее.

Рекомендуется объединять разные подходы, чтобы быстрее достичь поставленных целей, заполнив информационное пространство, в котором «обитает» ЦА.

Реализацией стратегии работы с репутацией занимается команда специалистов, в которую входят:

  • SERM, ORM и SMM-специалисты, взаимодействующие с целевой аудиторией. Они отвечают на ее вопросы, ведут блоги и реагируют на информационные атаки;
  • контент-менеджеры, редакторы и копирайтеры, создающие контент для соцсетей и сайтов. Во втором случае работа ведется по техническому заданию от SEO-специалиста;
  • руководители проекта - это менеджеры, которые контролируют и координируют деятельность сотрудников, а также отслеживают KPI.

При реализации стратегии управление репутацией в сети важно придерживаться графика. Нельзя допускать волнообразной публикации, когда «куча» контента размещается одним днем.

Работа с негативом

На негатив можно и нужно реагировать. Благодаря этому вы сможете успокоить клиента и решить проблему. Исключение — комментарии с троллингом и фейк-отзывы.

Чтобы эффективно работать с негативом в сети, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • вести «живой» диалог - не ограничивайтесь скриптами и отписками, поскольку такие ответы только подогреют негатив;
  • предлагать решение проблемы на месте - не предлагайте человеку перейти в чат, звонить и т.д. Дайте ответ сразу под отзывом;
  • быстро реагировать - чем дольше провисит негативный отзыв, тем больше людей увидят его. Из-за этого в будущем управление имиджем компании и формирование репутации усложнятся.

управление репутацией компании в интернете - фото

Привлечение и стимуляция положительных отзывов

Чтобы обеспечить стабильный поток «живых» отзывов, нужно постоянно стимулировать публикацию комментариев. Сделать это можно на основе следующих рекомендаций:

  • обучите сотрудников просить отзывы после оказания услуги или продажи товара;
  • добавьте просьбу оставить отзыв и ссылки на сайты в email-рассылках;
  • создайте бонус за написание оценки (например, 5% скидки).

Отзывы лучше всего публиковать на следующих интернет-площадках:

  • Яндекс.Карты;
  • Яндекс.Маркет;
  • карты Google;
  • 2ГИС;
  • Flamp;
  • Zoon;
  • Irecommend;
  • Otzovik.

Размещение материалов, повышающих репутацию организации

Отметим, что контент-маркетинг обычно включают в стратегию управления репутацией для 2 категорий продуктов, к выбору которых клиенты подходят с особой осторожностью:

  • с долгим циклом принятия решений (например, ремонт квартиры);
  • сложные и дорогие (медицинские услуги, сервисы для бизнеса и т.д.).

В рамках контент-маркетинга компании размещают на интернет-площадках следующие виды материалов:

  • статьи на официальном сайте и у партнеров: бренды создают обзоры, подборки, гайды, экспертные ответы на вопросы, в которые аккуратно встраивают упоминание бренда и по возможности — рекламу конкретных продуктов;
  • кейсы на сайте и в бизнес-аккаунтах для демонстрации того, как компания решает сложную задачу: в них описывается процесс работы и результат;
  • обучающие курсы, лекции: этот вариант часто используют онлайн-школы, приглашающие абитуриентов на ознакомительные занятия, чтобы стимулировать клиента стать студентом.

Резюме

Управление репутацией бренда в сети интернет — это комплекс работ, направленный на создание и поддержание положительного восприятия компании и продукта в интернете. Благодаря этому бренд формирует имидж, повышает лояльность аудитории, нивелирует негатив и, в результате, привлекает клиентскую базу и увеличивает объем продаж.

Валерия Мегрибанова
Продюсер Национальной премии бизнес-коммуникаций
Премия
Национальная Премия бизнес-коммуникаций. Эффективность
«НПБК. Эффективность» — престижная награда в области бизнес-коммуникаций, отмечающая лучшие маркетинговые практики, а также одно из важнейших деловых событий страны.