Последнее обновление: 19 июня 2024 года

Личный бренд, как его построить и продвинуть

Время прочтения: 11 мин.
Стив Джобс, Тейлор Свифт, Илон Маск, Артемий Лебедев, Уолт Дисней - что объединяет этих людей? Мировая известность, общественное признание, авторитет - все это признаки сильного личного бренда.
НПБК.Эффективность
Престижная награда за эффективные маркетинговые практики. С 2015 года мы наградили более 350 брендов и специалистов в области маркетинга, PR и коммуникаций
Старт сезона: август 2024

Что такое личный бренд простыми словами

Личный (персональный) бренд — это узнаваемый образ конкретного человека, его известность, репутация, уровень уважения и доверия в той сфере, в которой он ведет свою деятельность. Он строится на основании навыков, характера и персональных качеств, достижений, моральных ценностей и идей. 

Владелец личного бренда — безупречный профессионал в отрасли, чей авторитет признают и не ставят под сомнение. Часто их знают даже за пределами той отрасли, в которой они работают.

Примерами сильного личного бренда среди отечественных деятелей являются Максим Ильяхов, Артемий Лебедев, из зарубежных - Стив Джобс, Марк Цукерберг, Илон Маск.

личный бренд - фото
Харизматичный основатель компании Apple Стив Джобс — один из самых ярких примеров сильного личного бренда

При этом, не каждый известный человек обладает персональным брендом. Это — не только про узнаваемость, но и про доверие, экспертность, сильный характер и уникальность. Персональный бренд выстраивается годами и основывается не только на собственном позиционировании на словах, но и на поступках, характере и уровне профессионализма. Недостаточно делать что-то хорошо, нужно быть лучшим в своем деле.

Зачем нужен личный бренд

Личный бренд нужен, чтобы стать узнаваемым, получить репутацию и доверие потенциальных клиентов, партнеров, инвесторов. Компания привлекает больше внимания и вызывает положительные эмоции, если за ней стоит не обобщенное руководство, а личность со свои характером, убеждениями и ценностями. Конкретным людям доверяют больше, чем обезличенным брендам. 

Вот какие еще вопросы решает персональный бренд:

  • привлекает клиентов, которым близки идеи известной им персоны;
  • вызывает доверие у потенциальных партнеров, инвесторов, клиентов B2B-сферы;
  • повышает узнаваемость бизнеса, владельцем которого является человек с персональным брендом;
  • облегчает поиск новых сотрудников в компанию, способствует удержанию персонала, мотивирует их и повышает вовлеченность;
  • дает возможность дополнительного заработка позволяя, например, запустить инфопродукт, открыть свою школу, успешно сотрудничать с крупными рекламодателями;
  • помогает заводить полезные связи среди коллег и деятелей других сфер бизнеса;
  • открывает доступ на полезные имиджевые и образовательные мероприятия.

Примеры личного бренда

Вдохновиться и перенять опыт для создания личного бренда можно у известных деятелей, которым удалось получить признание и узнаваемость.

Илон Маск — американский предприниматель, основатель и генеральный директор Tesla, SpaceX и других компаний, работающих в сфере инновационных технологий и ИИ. Он активно ведет соцсети, взаимодействует с публикой, допускает “острые” шутки и провокационные высказывания на актуальные темы. Позиционирует себя как эксцентричный новатор и первопроходец в передовых технологиях, ассоциируясь с остроумием, прогрессивностью и инновациями.

что такое личный бренд - фото

Артемий Лебедев — основатель компании “Студия Лебедева”, которая занимается дизайном и сотрудничает с крупнейшими организациями. Позиционирует себя как творческую личность и экспериментатора — красит волосы в яркие цвета, берется за провокационные проекты, путешествует, не боится признавать свои ошибки. Он сознательно провоцирует свою аудиторию на обсуждение как его самого, так и компании, считая, что даже отрицательное мнение не менее важно для развития личного бренда.

персональный бренд артемия лебедева - фото
Лебедев пишет посты на отвлеченные темы и не стесняется в выражениях

Стив Джобс — основатель компании Apple, который сделал ее сверхпопулярной благодаря своей персоне. Даже после смерти он остается одним из самых обсуждаемых предпринимателей и образцом успеха. Всю жизнь он транслировал свою максимальную приближенность к аудитории, считался бунтарем, который опережает свое время и не боится смелых решений, ассоциируясь, таким образом, с харизматичностью и открытостью, постоянным стремлением к самосовершенствованию и новаторству.

пример личного бренда - фото

Lady Gaga — одна из известнейших представителей шоу-бизнеса с грамотно выстроенным персональным брендом. Певица получила мировую популярность благодаря харизматичному и экстравагантному творчеству, экспериментам со своим образом и уникальному сильному характеру, который она транслирует в своих интервью и через соцсети. Именно за счет демонстрации искренней приверженности своей профессии, она стала кумиром и примером для подражания.

как создать личный бренд - фото

Общая черта этих персональных брендов заключается в том, что они не ограничиваются серьезными интервью и экспертными публикациями, а допускают развлекательный, юмористический, иногда даже провокационный контент, таким образом сближаясь с аудиторией и раскрываясь не только как профессионал, но и как личность.

Как создать личный бренд с нуля

При создании личного бренда не обязательно конкурировать с Илоном Маском и Стивом Джобсом. Можно стать узнаваемым в своей сфере и получить признание, даже не добиваясь мировой известности. Например, нишевые блогеры известны только в своих кругах, но при этом узнаваемы в пределах этой отрасли, имеют влияние на свою аудиторию и успешно сотрудничают с крупными компаниями. 

Так как же построить собственный бренд с нуля?

  1. Для начала подумайте, нужен ли он вам. Если у вас есть экспертные навыки, которыми вы готовы делиться, вы не боитесь внимания к себе и готовы уделять много времени саморазвитию и годами работать над созданием своей персоны — вам это подходит. Если мотивация слабая и нет четкого понимания, для чего нужен персональный бренд, лучше не тратить на это свое время и силы и попробовать развивать свой бизнес в другом направлении;
  2. Определитесь со сферой деятельности. Невозможно быть экспертом сразу во всем, и, если вы будете заявлять о себе как о “маркетологе-нутрициологе-тарологе”, аудитория решит, что знания в каждой отрасли у вас поверхностные. Поэтому, при построении личного бренда делайте акцент на то направление, в котором уже хорошо разбираетесь и где готовы развиваться в будущем.

    как продвинуть личный бренд - фото
    Невозможно разбираться сразу во всех сферах — и это нормально
  3. Выберите позиционирование. При построении личного бренда важно решить, как должна вас видеть аудитория. Поэтому заранее продумайте черты характера, ценности, миссию, жизненные цели и экспертные навыки, которые будете транслировать. Образ должен соответствовать тому, кем вы являетесь на самом деле, потому что долго поддерживать искусственно созданный имидж не получится. Не бойтесь говорить о своих недостатках, но положительных сторон должно быть больше. Придумайте свою “фишку” — это может быть деталь внешности, уникальная фраза, тон подачи информации;
  4. Ведите соцсети. При создании персонального бренда старайтесь охватить как можно больше каналов продвижения, используя текстовый (VK, Telegram, Дзен), графический (Instagram*) и видеоформат (TikTok, YouTube). Делитесь полезной информацией, общайтесь с подписчиками, отвечайте на их вопросы. Бренд должен раскрывать вас как личность, поэтому обязательно добавляйте лайфстайл-контент в виде разговорных постов или видео в формате влога. Но такой информации должно быть не слишком много, иначе ресурс перестанет быть полезным для подписчиков;
  5. Повышайте свою видимость. Посещайте различные мероприятия (конференции, выставки, семинары, съезды предпринимателей в своей отрасли), присоединитесь к бизнес-клубу, по возможности давайте интервью разным изданиям. Занимайтесь благотворительностью, выступайте в качестве спонсора мероприятий, старайтесь сотрудничать с брендами, которые уже добились известности; 
  6. Следите за своей репутацией. Провокации и скандалы действительно приводят к тому, что некоторое время личность находится “на слуху” и не покидает первые полосы СМИ. Но испорченный имидж все равно не идет на пользу. Последствия могут быть серьезными — от разрыва нескольких контрактов до полной “отмены”, когда с человеком и его брендом отказываются сотрудничать полностью. Репутацию можно восстановить, но неприятный осадок в памяти аудитории останется навсегда, поэтому следите за своими высказываниями и поведением даже в приватной обстановке;
  7. Постоянно развивайте свою экспертность. Непрерывное обучение — путь к успеху. Помните, что даже лучшие должны развивать свои навыки и совершенствоваться. Чтобы быть экспертом в своей сфере, нужно следить за трендами, осваивать все новые технологии и перенимать опыт;
  8. Транслируйте личностный рост. Возможно, со временем вы будете производить совсем другое впечатление, чем в начале пути — это нормально. При создании личного бренда не бойтесь признавать свои ошибки, рассказывайте о трудностях, с которыми вы столкнулись и о том, как вы с ними справлялись. Контент в формате “до-после” всегда мотивирует и сближает с аудиторией. Например, “Долгие годы я не мог избавиться от привычки откладывать дела напоследок и брался за рабочие задачи за пять минут до дедлайна, поэтому поделюсь советами по тайм-менеджменту, которые помогли мне внести упорядоченность в свою жизнь и стать пунктуальным.”.
  9. Не забывайте о своем бизнесе. Конечно, персональный бренд строится вокруг конкретной персоны, но компания не должна оставаться в тени. Знакомьте аудиторию со своей командой, рассказывайте, как развиваете бизнес и добиваетесь успеха, делитесь своими проектами, наблюдениями, интересными историями.

Особенности продвижения персонального бренда

Продвижение личного бренда отличается от рекламы бизнеса. В этом случае основная цель — не конверсия и продажи, а имидж и узнаваемость. Вот несколько каналов, которые помогут добиться этой цели:

  • регулярно выкладывайте интересный контент в соцсетях и заказывайте рекламу на других ресурсах;
  • по возможности бесплатно делитесь полезным контентом, создавайте лид-магниты в виде чек-листов, мастер-классов, видео-уроков;
построение личного бренда - фото
Полезный бесплатный контент привлекает аудиторию и дает возможность каждому убедиться в экспертности его автора
  • посещайте тематические оффлайн-мероприятия (например, бизнес-”тусовки”), чтобы заявить о себе и завести полезные связи;
  • продвигайте персональный бренд через партнеров и сотрудничайте с другими компаниями на взаимовыгодных условиях;
  • когда вы достигнете определенного уровня популярности, можно запустить свой курс и продвигать его. Таким образом вы повысите свою узнаваемость и подтвердите экспертизу.

Резюме

Личный бренд — это яркий, узнаваемый образ эксперта в своем деле. Он включает не только профессионализм, но и характер, поступки, моральные ценности и индивидуальные качества. Создание персонального бренда — это долгий процесс, требующий постоянного подтверждения своих знаний и планомерного сближения с аудиторией, чтобы она начала доверять вам. А это может занять годы. Не нужно пытаться ускорить естественный ход событий и повысить узнаваемость за счет “черного пиара” — это отразится на репутации и может иметь негативные последствия. 

*продукция компании Meta запрещена в России

Автор: Валерия Мегрибанова
Продюсер Национальной премии бизнес-коммуникаций
Премия
Национальная Премия бизнес-коммуникаций. Эффективность
НПБК.Эффективность — главная награда за эффективные маркетинговые и внутрикоммуникационные практики и одно из важнейших деловых событий страны.

Читайте также