Вовлеченность персонала — это общее (интеллектуальное, эмоциональное и физическое) состояние в котором сотрудники стараются наиболее качественно выполнять поставленные задачи и достигать высоких результатов. Говоря простыми словами — это добровольное и максимальное погружение в работу, сопряженное с преданностью общему делу и самой компании.
Вовлеченные сотрудники работают не только ради зарплаты или из-за страха перед увольнением или штрафами, а еще и потому, что искренне заинтересованы в своей деятельности и хотят прилагать усилия для успеха компании. Они не просто слепо следуют должностной инструкции, а творчески подходят к решению задач, оставаясь довольными своей работой и не планируя уходить к конкурентам при первой же возможности.
Слабо вовлеченный персонал подходит к своим обязанностям без энтузиазма, не готов к нестандартным решениям и работает на минимум, который нужен для получения зарплаты. Такие работники не преданны руководству и своей компании, поэтому часто находятся в “пассивном поиске” нового места — как только открывается перспектива перехода в другую организацию с более высокой зарплатой, они, скорее всего, напишут заявление об увольнении.
Вовлеченность сотрудников во многом зависит от политики руководства, но на нее влияют также и личные качества индивидуума. Если человек работает не в той сфере, которая ему нравится, либо он по характеру равнодушный и безынициативный, то даже в комфортных условиях труда он не будет стремиться улучшать свои показатели. Обычно такие работники не остаются в компании надолго и быстро увольняются — это нормально. Зато улучшение степени вовлеченности позволяет мотивировать и удерживать сотрудников с потенциалом, который они раскроют на хорошем рабочем месте.
Рассмотрим основные факторы вовлеченности персонала в работу.
Каждый работник должен чувствовать, что руководство его ценит и уважает: достаточно даже устной похвалы или благодарности за выполненную работу, чтобы человек стал более мотивированным и довольным своим рабочим местом. Прислушивайтесь к мнению сотрудников, по возможности учитывая пожелания каждого, а также старайтесь сохранять свой авторитет руководителя.
Если человек долго остается на одном месте, несмотря на все его старания, у него пропадает мотивация и качество работы снижается. По этой причине необходимо должностное повышение, расширение зоны ответственности и увеличение оклада тем работникам, которые хотят развиваться. Поощряйте стремление к профессиональному саморазвитию, регулярно организовывайте обучение и курсы повышения квалификации.
Для вовлеченности персонала в коллективе должен быть дружелюбный микроклимат — не поощряйте слухи, сплетни, интриги и нездоровую конкуренцию. Если один или несколько человек дестабилизируют обстановку, иногда правильным решением может быть их увольнение. Немаловажным фактором успеха на пути к обеспечению здоровой организационной культуры является и регулярное проведение тренингов и неформальных мероприятий (например, корпоративов) повышающих сплоченность работников в организации. Также, рекомендуется учреждение должности штатного психолога, либо приглашение стороннего специалиста, которые может конфиденциально побеседовать с людьми и выявить проблемы.
Частые переработки приводят к выгоранию — если их не избежать, следите, чтобы лишние часы хорошо оплачивались, а взамен сотрудники получали дополнительные выходные, во время которых они смогут восстановить силы. И не забывайте благодарить подчиненных за то, что они перерабатывают, давая им понять, что их помощь важна и помогает компании развиваться.
Комфортное рабочее место
Удобная мебель, современное оборудование, светлый просторный офис, наличие кофемашины и небольшой столовой или места для отдыха сделают рабочую жизнь значительно лучше. Поинтересуйтесь у подчиненных, какие изменения они хотели бы видеть, и внедрите их. По возможности позволяйте им оформлять рабочий стол по их вкусу — фотография семьи в рамке или небольшое комнатное растение будет поднимать настроение и позволят работникам подчеркнуть свою индивидуальность. Если у вас в компании введен дресс-код, проследите, чтобы форма была удобной и функциональной.
Зарплата должна быть конкурентоспособной — персонал должен получать не меньше, чем в других компаниях в той же сфере. Старайтесь избегать задержек, выплачивайте премии в честь праздников и за хорошую работу. Хорошо ввести дополнительные поощрения — например, оплату путевок в отпуск или льготы.
Для оценки вовлеченности сотрудников используется тест Gallup Q12, разработанный американской аналитической компанией, которая специализируется на исследованиях общественного мнения. Эффективность и достоверность опросника была протестирована на десятках тысяч компаний, а потому его используют ведущие мировые бренды. Он позволяет быстро трактовать результаты и оперативно выявить проблемы, которые есть в компании.
Опросник, подразумевающий ответы “ДА” и “НЕТ”, включает в себя 12 вопросов в следующей формулировке:
Трактовка результатов простая — чем больше ответов “да”, тем более вовлечен персонал. Количество отрицательных ответов на определенном пункте помогает понять, какая составляющая “проседает” и что с этим делать — например, если большинство ответило “нет” на вопросы об отношении начальства, нужно менять подход руководства, если большинство недовольны отсутствием профессионального развития — стоит задуматься об обучении и курсах.
Чтобы результаты были достоверными, нужно придерживаться следующих правил:
Дадим несколько советов, как повысить вовлеченность сотрудников в своей организации:
Высокий уровень вовлеченности персонала помогает корпоративному развитию и повышает эффективность бизнеса — сотрудники работают с полной отдачей, подходят к задачам творчески, проявляют инициативу и постоянно совершенствуют свой профессионализм. Чтобы повысить заинтересованность и мотивацию, обеспечьте подчиненным комфортную рабочую среду, где они могут развиваться и самореализовываться. Для этого регулярно исследуйте уровень вовлеченности работников и устраняйте выявленные проблемы.