Последнее обновление: 19 июля 2024 года

Вовлеченность сотрудников: как повысить заинтересованность персонала в работе

Время прочтения: 9 мин.
Повышенная вовлеченность сотрудников в трудовую деятельность позволяет вести бизнес эффективнее, ведь такой коллектив быстрее справляется даже со сложными задачами, работая на результат. Кроме того, снижается текучесть кадров и руководству не приходится тратить время на подбор и обучение новых специалистов. В данном материале поговорим о вовлеченности персонала в организации и расскажем, что это такое, как ее измерить и как повышать.
НПБК.Эффективность
Престижная награда за эффективные маркетинговые практики. С 2015 года мы наградили более 350 брендов и специалистов в области маркетинга, PR и коммуникаций
Старт сезона: август 2024

Что такое вовлеченность персонала

Вовлеченность персонала — это общее (интеллектуальное, эмоциональное и физическое) состояние в котором сотрудники стараются наиболее качественно выполнять поставленные задачи и достигать высоких результатов. Говоря простыми словами — это добровольное и максимальное погружение в работу, сопряженное с преданностью общему делу и самой компании.

Вовлеченные сотрудники работают не только ради зарплаты или из-за страха перед увольнением или штрафами, а еще и потому, что искренне заинтересованы в своей деятельности и хотят прилагать усилия для успеха компании. Они не просто слепо следуют должностной инструкции, а творчески подходят к решению задач, оставаясь довольными своей работой и не планируя уходить к конкурентам при первой же возможности.

вовлеченность персонала - фото
Вовлеченные сотрудники работают эффективнее

Слабо вовлеченный персонал подходит к своим обязанностям без энтузиазма, не готов к нестандартным решениям и работает на минимум, который нужен для получения зарплаты. Такие работники не преданны руководству и своей компании, поэтому часто находятся в “пассивном поиске” нового места — как только открывается перспектива перехода в другую организацию с более высокой зарплатой, они, скорее всего, напишут заявление об увольнении. 

Вовлеченность сотрудников во многом зависит от политики руководства, но на нее влияют также и личные качества индивидуума. Если человек работает не в той сфере, которая ему нравится, либо он по характеру равнодушный и безынициативный, то даже в комфортных условиях труда он не будет стремиться улучшать свои показатели. Обычно такие работники не остаются в компании надолго и быстро увольняются — это нормально. Зато улучшение степени вовлеченности позволяет мотивировать и удерживать сотрудников с потенциалом, который они раскроют на хорошем рабочем месте.

Факторы, влияющие на вовлеченность

Рассмотрим основные факторы вовлеченности персонала в работу.

Отношение руководства

Каждый работник должен чувствовать, что руководство его ценит и уважает: достаточно даже устной похвалы или благодарности за выполненную работу, чтобы человек стал более мотивированным и довольным своим рабочим местом. Прислушивайтесь к мнению сотрудников, по возможности учитывая пожелания каждого, а также старайтесь сохранять свой авторитет руководителя.

Перспективы карьерного и профессионального роста

Если человек долго остается на одном месте, несмотря на все его старания, у него пропадает мотивация и качество работы снижается. По этой причине необходимо должностное повышение, расширение зоны ответственности и увеличение оклада тем работникам, которые хотят развиваться. Поощряйте стремление к профессиональному саморазвитию, регулярно организовывайте обучение и курсы повышения квалификации

Доверительная атмосфера в коллективе

Для вовлеченности персонала в коллективе должен быть дружелюбный микроклимат — не поощряйте слухи, сплетни, интриги и нездоровую конкуренцию. Если один или несколько человек дестабилизируют обстановку, иногда правильным решением может быть их увольнение. Немаловажным фактором успеха на пути к обеспечению здоровой организационной культуры является и регулярное проведение тренингов и неформальных мероприятий (например, корпоративов) повышающих сплоченность работников в организации. Также, рекомендуется учреждение должности штатного психолога, либо приглашение стороннего специалиста, которые может конфиденциально побеседовать с людьми и выявить проблемы. 

вовлеченность сотрудников - фото
Микроклимат в коллективе влияет на вовлеченность

Нормированный график

Частые переработки приводят к выгоранию — если их не избежать, следите, чтобы лишние часы хорошо оплачивались, а взамен сотрудники получали дополнительные выходные, во время которых они смогут восстановить силы. И не забывайте благодарить подчиненных за то, что они перерабатывают, давая им понять, что их помощь важна и помогает компании развиваться.

Комфортное рабочее место

Удобная мебель, современное оборудование, светлый просторный офис, наличие кофемашины и небольшой столовой или места для отдыха сделают рабочую жизнь значительно лучше. Поинтересуйтесь у подчиненных, какие изменения они хотели бы видеть, и внедрите их. По возможности позволяйте им оформлять рабочий стол по их вкусу — фотография семьи в рамке или небольшое комнатное растение будет поднимать настроение и позволят работникам подчеркнуть свою индивидуальность. Если у вас в компании введен дресс-код, проследите, чтобы форма была удобной и функциональной.

Достойная оплата труда

Зарплата должна быть конкурентоспособной — персонал должен получать не меньше, чем в других компаниях в той же сфере. Старайтесь избегать задержек, выплачивайте премии в честь праздников и за хорошую работу. Хорошо ввести дополнительные поощрения — например, оплату путевок в отпуск или льготы. 

Исследования и оценка вовлеченности персонала

Для оценки вовлеченности сотрудников используется тест Gallup Q12, разработанный американской аналитической компанией, которая специализируется на исследованиях общественного мнения. Эффективность и достоверность опросника была протестирована на десятках тысяч компаний, а потому его используют ведущие мировые бренды. Он позволяет быстро трактовать результаты и оперативно выявить проблемы, которые есть в компании.

Опросник Gallup Q12

Опросник, подразумевающий ответы “ДА” и “НЕТ”, включает в себя 12 вопросов в следующей формулировке:

  1. Вы знаете ожидания руководителя от вас?
  2. Имеются ли у вас все нужные ресурсы и материалы для корректного выполнения обязанностей?  
  3. Существует ли у вас возможность ежедневно делать то, что вы умеете лучше всего?
  4. За последние 7 дней вас хвалили или признавали вклад в успешно выполненной работе?
  5. Ваш работодатель или начальники проявляют заботу о вас как о личности?
  6. Коллеги или начальство помогает вашему развитию?
  7. Ваше мнение учитывается?
  8. Вы чувствуете, что ваша деятельность важна с учетом задач и миссии организации?
  9. Ваши коллеги придерживаются мнения, что хорошо выполнять свои обязанности — правильно?  
  10. Являетесь ли вы близкими друзьями с кем-то из коллег?
  11. В последние 6 месяцев кто-нибудь на работе обсуждал ваши успехи?
  12. За последние 12 месяцев вы могли учиться и развиваться на работе?

Анализ ответов

Трактовка результатов простая — чем больше ответов “да”, тем более вовлечен персонал. Количество отрицательных ответов на определенном пункте помогает понять, какая составляющая “проседает” и что с этим делать — например, если большинство ответило “нет” на вопросы об отношении начальства, нужно менять подход руководства, если большинство недовольны отсутствием профессионального развития — стоит задуматься об обучении и курсах.

Чтобы результаты были достоверными, нужно придерживаться следующих правил:

  • проводите опрос регулярно, с одинаковым промежутком времени — например, раз в два месяца или раз в полгода;
  • сохраняйте формулировку и последовательность вопросов;
  • обеспечьте полную конфиденциальность, можно воспользоваться онлайн-формами для вопросов;
  • анализируйте результаты не только по всей компании, но и по отдельным подразделениям, филиалам, отделам, чтобы точечно выявлять проблемы.

Как повысить вовлеченность сотрудников

Дадим несколько советов, как повысить вовлеченность сотрудников в своей организации:

  • относитесь с уважением к своим подчиненным, не допускайте высокомерия, уделяйте внимание их просьбам и пожеланиям;
  • не наказывайте их за выражение собственного мнения, старайтесь строить доверительные отношения;
  • объективно оценивайте результаты труда, поощряйте эффективную работу, проводите “разбор полетов” в случае ошибок, не критикуйте, а спокойно указывайте на недостатки и предлагайте варианты их устранения;
  • четко обозначайте цели, не давайте расплывчатых указаний — не “вы должны поднять продажи”, а “мы хотим видеть рост продаж на 20% до конца следующего месяца”;
как повысить вовлеченность сотрудников - фото
Четкая постановка целей улучшает результаты и повышает вовлеченность
  • работайте над коммуникацией внутри компании, следите за тем, чтобы сотрудникам было удобно обмениваться информацией и отслеживать процесс работы — например, внедрите CRM или разработайте корпоративный мессенджер;
  • общайтесь с подчиненными регулярно, озвучивая, чем вы довольны в их работе, а что предстоит исправить. И не забывайте про благодарность;
  • организовывайте тренинги и профессиональное обучение, приглашайте экспертов, внедрите программу наставничества;
  • разрабатывайте корпоративную культуру, основанную на взаимоуважении и доверии, развивайте компанию, чтобы сотрудники могли ею гордиться;
  • обеспечивайте достойный уровень заработной платы, не забывая о премиях;
  • заботьтесь о микроклимате в коллективе и о комфорте рабочих мест, прислушивайтесь к пожеланиям подчиненных;
  • соблюдайте трудовой кодекс, обеспечивайте необходимые социальные гарантии.

Резюме

Высокий уровень вовлеченности персонала помогает корпоративному развитию и повышает эффективность бизнеса — сотрудники работают с полной отдачей, подходят к задачам творчески, проявляют инициативу и постоянно совершенствуют свой профессионализм. Чтобы повысить заинтересованность и мотивацию, обеспечьте подчиненным комфортную рабочую среду, где они могут развиваться и самореализовываться. Для этого регулярно исследуйте уровень вовлеченности работников и устраняйте выявленные проблемы. 

Автор: Валерия Мегрибанова
Продюсер Национальной премии бизнес-коммуникаций
Премия
Национальная Премия бизнес-коммуникаций. Эффективность
«НПБК. Эффективность» — престижная награда в области бизнес-коммуникаций, отмечающая лучшие маркетинговые практики, а также одно из важнейших деловых событий страны.

Читайте также