Последнее обновление: 25 октября 2024 года

Повышение квалификации работников

Время прочтения: 10 мин.
Повышение квалификации работников необходимо для успешного развития бизнеса, поскольку кадры, регулярно проходящие обучение, расширяют свои навыки и работают эффективнее. А еще оно мотивирует и способствует личностному росту и самореализации.
В этой статье поговорим о том, как организовать систему повышения квалификации и профессиональной компетенции в своей компании, а также какие результаты можно ожидать от вложения в корпоративные образовательные программы.
НПБК.Эффективность
Престижная награда за эффективные маркетинговые практики. С 2015 года мы наградили более 350 брендов и специалистов в области маркетинга, PR и коммуникаций
Старт сезона: август 2024

Что такое повышение квалификации

Повышение квалификации — это актуализация профессиональных компетенций (знаний и навыков) работника в определенной профессиональной отрасли. В процессе такой формы обучения специалисты осваивают новые подходы и методы работы, погружаются в тренды ниши, изучают новое оборудование, технологии и/или программное обеспечение, учатся оптимизировать и ускорять рабочие процессы.

Обычно такие мероприятия бывают плановыми и разовыми, связанными с нововведениями – обновлением оборудования, расширением производства, выходом новых законов, регулирующим деятельность в нише и так далее.

Переподготовка и повышение квалификации – в чем разница

Переподготовка и повышение квалификации — разные понятия. Если о повышении квалификации работников мы говорили выше, то профессиональная переподготовка — это обучение с нуля в смежной области.

Например, контент-маркетолог изучает SMM, разработчик получает специальность тестировщика, а врач-терапевт осваивает диетологию.

Цели повышения квалификации работников

Цель повышения квалификации и профессиональной компетенции работников заключается в улучшении и совершенствовании уровня их профессионализма. Сюда входит:

  • освоение новых знаний в отрасли, а также актуализация и обновление имеющихся навыков;
  • увеличение уровня экспертности;
  • изучение нововведений в законах и нормативных актах, регулирующих деятельность в сфере;
  • повышение производительности и оптимизация бизнес-процессов;
  • укрепление лояльности сотрудников, а также рост их мотивации и вовлеченности в трудовую деятельность.
повышение квалификации - фото
Повышение квалификации способствует личностному росту и влияет на мотивированность

Примеры повышения квалификации в известных компаниях

Опыт успешной политики развития профессиональной компетенции кадров можно рассмотреть на примере следующих известных компаний:

  1. Tesla – крупнейший производитель электромобилей, открывший собственный центр повышения квалификации, где сотрудники проходят интенсивы при трудоустройстве и, затем, регулярно во время работы. Первоначально будущие специалисты осваивают теорию, затем обязаны проходить практику, тренируясь на оборудовании, которое используется в компании. При этом часть теоретического материала отдается на самостоятельное обучение, что позволяет в короткие сроки успешно освоить большие объемы информации;
  2. Amazonкорпоративная культура организации требует вкладываться в развитие уже имеющегося персонала, а не искать новый. Поэтому, каждый сотрудник должен регулярно обучаться на своем производстве, причем курсы ведут передовые специалисты и руководители. Кроме того, существует программа переподготовки и повышения квалификации, оказавшегося под угрозой сокращения из-за оптимизации и автоматизации производства и, по этой причине, осваивающего технические специальности;
  3. Heineken – второй по масштабу в мире производитель пива, внедривший систему реверсивного наставничества, в которой младшие по должности сотрудники и новички знакомят руководство со своей работой и делятся результатами своего труда. Таким образом происходит обмен опытом – руководители погружаются в обстановку, в которой работают сотрудники, выявляют проблемы и получают идеи для развития, а подчиненные осознают свою важность и перенимают навыки и умения у своих “подопечных”;
  4. Toyota – японская компания, в которой повышение квалификации происходит с частой периодичностью и без отрыва от производства. Новичкам или сотрудникам назначают наставника, а практические знания получаются одновременно с теоретическими. Так, кадры быстрее осваивают нововведения на производстве и имеют возможность решить все вопросы по мере их возникновения;
  5. Sony – крупнейший производитель техники, делающий ставку на подготовке специалистов с широкой квалификацией. Обмен опытом происходит между коллегами из разных отделов и отраслей производства, а после обучения и стажировки, когда проводится ротация персонала, работники начинают выполнять свои новые, недавно изученные обязанности. Таким образом, специалисты не устают от своей работы из-за частой смены рода деятельности, а внезапно возникающая необходимость расширения производства не требует поиска новых кадров, поскольку найти квалифицированных сотрудников для выполнения задач можно в своем штате. 

Формы обучения при повышении квалификации персонала

Рассмотрим основные формы повышения квалификации работников в организации по способу проведения.

Очная

Очная форма предполагает личное присутствие сотрудников на курсах повышения квалификации. При этом сам обучающий процесс может проходить не только в корпоративной аудитории, но и на производстве, либо в специализированном учреждении.

Для некоторых специальностей очное обучение является приоритетным – например, для врачей или тех, кто работает со сложным оборудованием. 

Заметим, что посещение сотрудниками курсов по повышению квалификации после работы или в выходные может привести к перенагрузке, усталости и снижению качества, как обучения, так и самого труда. Поэтому, прежде чем направить людей на курсы, необходимо продумать способы, как освободить персонал от своих обязанностей на время обучения и не нарушить производственный процесс. 

Заочная

Заочная форма повышения профессиональных компетенций сотрудников подразумевает получение материала для самостоятельного (домашнего) изучения. После того, как обучаемый освоит его (в установленные сроки), организуется встреча с наставником, который разъясняет непонятные моменты. После этого работник сдает экзамен и получает свидетельство или сертификат.

Главное преимущество заочного повышения квалификации и профессиональной компетенции – оно проходит без отрыва от производства. Недостатком является сложность контроля за усвоением материала, а времени на консультациях может не хватить, чтобы закрыть все пробелы в знаниях. Даже результаты экзамена не всегда будут отражать реальный уровень подготовки персонала. 

Дистанционная

Дистанционное повышение квалификации сотрудников проходит в режиме онлайн, через мессенджеры или специальные образовательные платформы, а наставники объясняют теорию и демонстрируют практические навыки по видеосвязи.

повышение квалификации работников - фото
Дистанционное обучение – одна из самых удобных форм повышения квалификации кадров

Преимущество такой формы обучения заключается в том, что подавляющее большинство знаний можно успешно освоить на онлайн-курсах, где у сотрудников будет возможность задавать свои вопросы и общаться с преподавателями. 

При этом достаточно часто ведется запись занятий, что позволяет, при необходимости, вернуться к нужному моменту и обновить информацию в памяти. 

Методы повышения квалификации и профессиональных компетенций

Методы повышения профессиональных компетенций персонала можно разделить на 2 типа – внутренние и внешние:

Внутренние методы

Внутренние методы подразумевают образовательные мероприятия в пределах компании, ведут которые, либо приглашенные наставники, либо ведущие специалисты из штата организации. Сюда можно отнести:

  • тренинги и наставничество;
  • лекции и семинары;
  • мастер-классы;
  • инструктаж;
  • обмен опыта между отделами.
что такое повышение квалификации - фото
Для повышения квалификации работников внутри компании можно привлекать приглашенных наставников

Если у компании есть возможность организовать обучение на своей территории, это позволит сэкономить средства и время и дать сотрудникам полезные (в том числе и практические) знания с учетом особенностей конкретного бизнеса, которые они точно применят на практике.

Внешние методы

Внешние методы повышения квалификации работников подразумевают обучение за пределами компании. К ним можно отнести:

  • конференции, конгрессы, семинары, профессиональные съезды;
  • профессиональные курсы;
  • онлайн-мероприятия – лекции, вебинары, мастер-классы;
  • обучение в компаниях партнеров в рамках обмена опытом;
  • саморазвитие сотрудников.

В этом случае персонал получает принципиально новый опыт, может познакомиться с оборудованием и ПО, которое еще не внедрено в компании работодателя, расширяет свои профессиональные навыки и способствует росту бизнеса.

Для максимальной эффективности стоит совмещать внешние и внутренние методы повышения профессиональных компетенций, давая сотрудникам развивать в разных направлениях.

Нормативно-правовое обеспечение

Обычно работодатель самостоятельно принимает решение о повышении квалификации сотрудников – например, в связи с расширением производства или внедрения нового программного обеспечения. Для некоторых сфер деятельности регулярное прохождение курсов обязательно и прописано в нормативно-правовых актах. Так, медработники должны обучаться не реже 1 раза в 5 лет, педагоги – не реже 1 раза в 3 года.

Трудовой кодекс фиксирует понятие “учебный отпуск”, как время, которое выделяется сотруднику на повышение квалификации. Оно полностью оплачивается, а пропущенные дни отрабатывать не нужно. Чтобы оформить сотруднику отпуск, необходимо официально заключить договор с образовательным учреждением и получить документы, подтверждающие график занятий и время, которое займет обучение.

повышение профессиональных компетенций - фото

Документы, получаемые после обучения

После прохождения занятий по повышению квалификаций в учреждениях, у которых есть соответствующая лицензия, все сотрудники получают соответствующий документ единого образца, действующий на всей территории страны. Его тип, согласно законодательству, определяется суммарным объемом занятий:

  • от 72 до 100 часов – удостоверение;
  • до 1000 часов – свидетельство;
  • более 1000 часов – диплом.

Если занятия по повышению квалификации длились менее 72 часов, как в случае с короткими тренингами, интенсивами и конференциями, документ государственного образца не выдается. В этих случаях образовательное учреждение или компания-работодатель может предоставить собственный сертификат, который, однако, не имеет юридической силы.

Резюме

Повышение квалификации работников в компании – это необходимый для ее стабильного развития комплекс мероприятий, предоставляющий сотрудникам все нужные для профессионального роста знания. Вложение в образование персонала оптимизирует рабочие процессы, улучшает качество производства и обслуживания клиентов, позволяет эффективно внедрять новые подходы и быть в курсе всех актуальных бизнес-трендов. 

Автор: Валерия Мегрибанова
Продюсер Национальной премии бизнес-коммуникаций
Премия
Национальная Премия бизнес-коммуникаций. Эффективность
«НПБК. Эффективность» — престижная награда в области бизнес-коммуникаций, отмечающая лучшие маркетинговые практики, а также одно из важнейших деловых событий страны.

Читайте также