Повышение квалификации — это актуализация профессиональных компетенций (знаний и навыков) работника в определенной профессиональной отрасли. В процессе такой формы обучения специалисты осваивают новые подходы и методы работы, погружаются в тренды ниши, изучают новое оборудование, технологии и/или программное обеспечение, учатся оптимизировать и ускорять рабочие процессы.
Обычно такие мероприятия бывают плановыми и разовыми, связанными с нововведениями – обновлением оборудования, расширением производства, выходом новых законов, регулирующим деятельность в нише и так далее.
Переподготовка и повышение квалификации — разные понятия. Если о повышении квалификации работников мы говорили выше, то профессиональная переподготовка — это обучение с нуля в смежной области.
Например, контент-маркетолог изучает SMM, разработчик получает специальность тестировщика, а врач-терапевт осваивает диетологию.
Цель повышения квалификации и профессиональной компетенции работников заключается в улучшении и совершенствовании уровня их профессионализма. Сюда входит:
Опыт успешной политики развития профессиональной компетенции кадров можно рассмотреть на примере следующих известных компаний:
Рассмотрим основные формы повышения квалификации работников в организации по способу проведения.
Очная форма предполагает личное присутствие сотрудников на курсах повышения квалификации. При этом сам обучающий процесс может проходить не только в корпоративной аудитории, но и на производстве, либо в специализированном учреждении.
Для некоторых специальностей очное обучение является приоритетным – например, для врачей или тех, кто работает со сложным оборудованием.
Заметим, что посещение сотрудниками курсов по повышению квалификации после работы или в выходные может привести к перенагрузке, усталости и снижению качества, как обучения, так и самого труда. Поэтому, прежде чем направить людей на курсы, необходимо продумать способы, как освободить персонал от своих обязанностей на время обучения и не нарушить производственный процесс.
Заочная форма повышения профессиональных компетенций сотрудников подразумевает получение материала для самостоятельного (домашнего) изучения. После того, как обучаемый освоит его (в установленные сроки), организуется встреча с наставником, который разъясняет непонятные моменты. После этого работник сдает экзамен и получает свидетельство или сертификат.
Главное преимущество заочного повышения квалификации и профессиональной компетенции – оно проходит без отрыва от производства. Недостатком является сложность контроля за усвоением материала, а времени на консультациях может не хватить, чтобы закрыть все пробелы в знаниях. Даже результаты экзамена не всегда будут отражать реальный уровень подготовки персонала.
Дистанционное повышение квалификации сотрудников проходит в режиме онлайн, через мессенджеры или специальные образовательные платформы, а наставники объясняют теорию и демонстрируют практические навыки по видеосвязи.
Преимущество такой формы обучения заключается в том, что подавляющее большинство знаний можно успешно освоить на онлайн-курсах, где у сотрудников будет возможность задавать свои вопросы и общаться с преподавателями.
При этом достаточно часто ведется запись занятий, что позволяет, при необходимости, вернуться к нужному моменту и обновить информацию в памяти.
Методы повышения профессиональных компетенций персонала можно разделить на 2 типа – внутренние и внешние:
Внутренние методы подразумевают образовательные мероприятия в пределах компании, ведут которые, либо приглашенные наставники, либо ведущие специалисты из штата организации. Сюда можно отнести:
Если у компании есть возможность организовать обучение на своей территории, это позволит сэкономить средства и время и дать сотрудникам полезные (в том числе и практические) знания с учетом особенностей конкретного бизнеса, которые они точно применят на практике.
Внешние методы повышения квалификации работников подразумевают обучение за пределами компании. К ним можно отнести:
В этом случае персонал получает принципиально новый опыт, может познакомиться с оборудованием и ПО, которое еще не внедрено в компании работодателя, расширяет свои профессиональные навыки и способствует росту бизнеса.
Для максимальной эффективности стоит совмещать внешние и внутренние методы повышения профессиональных компетенций, давая сотрудникам развивать в разных направлениях.
Обычно работодатель самостоятельно принимает решение о повышении квалификации сотрудников – например, в связи с расширением производства или внедрения нового программного обеспечения. Для некоторых сфер деятельности регулярное прохождение курсов обязательно и прописано в нормативно-правовых актах. Так, медработники должны обучаться не реже 1 раза в 5 лет, педагоги – не реже 1 раза в 3 года.
Трудовой кодекс фиксирует понятие “учебный отпуск”, как время, которое выделяется сотруднику на повышение квалификации. Оно полностью оплачивается, а пропущенные дни отрабатывать не нужно. Чтобы оформить сотруднику отпуск, необходимо официально заключить договор с образовательным учреждением и получить документы, подтверждающие график занятий и время, которое займет обучение.
После прохождения занятий по повышению квалификаций в учреждениях, у которых есть соответствующая лицензия, все сотрудники получают соответствующий документ единого образца, действующий на всей территории страны. Его тип, согласно законодательству, определяется суммарным объемом занятий:
Если занятия по повышению квалификации длились менее 72 часов, как в случае с короткими тренингами, интенсивами и конференциями, документ государственного образца не выдается. В этих случаях образовательное учреждение или компания-работодатель может предоставить собственный сертификат, который, однако, не имеет юридической силы.
Повышение квалификации работников в компании – это необходимый для ее стабильного развития комплекс мероприятий, предоставляющий сотрудникам все нужные для профессионального роста знания. Вложение в образование персонала оптимизирует рабочие процессы, улучшает качество производства и обслуживания клиентов, позволяет эффективно внедрять новые подходы и быть в курсе всех актуальных бизнес-трендов.