Повышение квалификации и профессиональной компетенции работников

Повышение квалификации персонала необходимо для успешного развития бизнеса, поскольку кадры, регулярно проходящие обучение, расширяют свои профессиональные навыки и работают эффективнее. А еще оно мотивирует и способствует личностному росту и самореализации сотрудников. Поговорим о том, как организовать систему повышения квалификации в своей компании и какие результаты можно ожидать от вложения в корпоративные образовательные программы.

Что такое повышение квалификации

Повышение квалификации — это получение работником актуальных навыков и знаний в определенной профессиональной отрасли. В процессе такой формы обучения специалисты осваивают новые подходы и методы работы, погружаются в тренды ниши, изучают новое оборудование, технологии и/или программное обеспечение, учатся оптимизировать и ускорять рабочие процессы.

Обычно такие мероприятия бывают плановыми и разовыми, связанными с нововведениями — обновлением оборудования, расширением производства, выходом новых законов, регулирующим деятельность в нише и так далее.

Переподготовка и повышение квалификации — в чем разница

Повышение квалификации нельзя путать с переподготовкой кадров. К последнему относится обучение с нуля в смежной области.

Например, контент-маркетолог изучает SMM, разработчик получает специальность тестировщика, а врач-терапевт осваивает диетологию.

Цели повышения квалификации кадров

Повышение квалификации кадров имеет следующие цели:

  • освоение новых знаний в отрасли, а также актуализация и обновление имеющихся навыков;
  • увеличение уровня экспертности, развитие компетентности персонала;
  • изучение нововведений в законах и нормативных актах, регулирующих деятельность в сфере;
  • улучшение производительности, ускорение работы, оптимизация бизнес-процессов;
  • укрепление лояльности сотрудников, их профессиональный рост и самореализация.
повышение квалификации - фото
Повышение квалификации способствует личностному росту и влияет на мотивированность

Примеры известных компаний

Опыт успешной политики развития профессиональной компетенции кадров можно рассмотреть на примере известных компаний:

  1. Tesla — крупнейший производитель электромобилей, открывший собственный центр обучения, где сотрудники проходят интенсивы при трудоустройстве и, затем, регулярно во время работы. Первоначально будущие специалисты осваивают теорию, затем проходят практику, тренируясь на оборудовании, которое используется в компании. При этом часть теоретического материала отдается на самостоятельное обучение, что позволяет в короткие сроки успешно освоить большие объемы информации;
  2. Amazon — ключевой принцип компании — вкладываться в обучение своего персонала, а не искать новые кадры. Поэтому, все сотрудники регулярно обучаются на своем производстве, причем курсы ведут передовые специалисты и руководители. Кроме того, существует программа переподготовки персонала, оказавшегося под угрозой сокращения из-за оптимизации и автоматизации производства и, по этой причине, осваивающего технические специальности;
  3. Heineken — второй по масштабу в мире производитель пива, внедривший систему реверсивного наставничества, в которой младшие по должности сотрудники и новички знакомят руководство со своей работой и делятся результатами своего труда. Таким образом происходит обмен опытом — руководители погружаются в обстановку, в которой работают сотрудники, выявляют проблемы и получают идеи для развития, а подчиненные осознают свою важность и перенимают навыки у своих “подопечных”;
  4. Toyota — японская компания, использующая обучение без отрыва от производства. Новичкам или сотрудникам назначают наставника, а практические знания получаются одновременно с теоретическими. Так, кадры быстрее осваивают нововведения на производстве и имеют возможность решить все вопросы по мере их возникновения;
  5. Sony — крупнейший производитель техники, делающий ставку на подготовке специалистов с широкой квалификацией. Обмен опытом происходит между коллегами из разных отделов и отраслей производства, а после обучения и стажировки, когда проводится ротация персонала, работники начинают выполнять свои новые, недавно изученные обязанности. Таким образом, специалисты не устают от своей работы из-за частой смены рода деятельности, а внезапно возникающая необходимость расширения производства не требует поиска новых кадров, поскольку найти квалифицированных сотрудников можно в своем штате. 

Формы повышения квалификации

Рассмотрим виды повышения квалификации работников в организации по форме проведения.

Очная

Очная форма предполагает личное присутствие сотрудников на курсах. При этом сам обучающий процесс может проходить не только в корпоративной аудитории, но и на производстве, либо в специализированном учреждении.

Для некоторых специальностей очное обучение является приоритетным — например, для врачей или тех, кто работает со сложным оборудованием. 

Заметим, что посещение сотрудниками курсов по повышению квалификацию после работы или в выходные может привести к перенагрузке, усталости и снижению качества, как обучения, так и самого труда. Поэтому, необходимо продумать, как освободить персонал от своих обязанностей на время обучения и не нарушить производственный процесс. 

Заочная

Заочная форма подразумевает получение материала для самостоятельного (домашнего) изучения. После того, как обучаемый освоит его (в установленные сроки), организуется встреча с наставником, который разъясняет непонятные моменты. После этого работник сдает экзамен и получает свидетельство или сертификат.

Главное преимущество заочного обучения — оно проходит без отрыва от производства. Недостатком является сложность контроля за усвоением материала, а времени на консультациях может не хватить, чтобы закрыть все пробелы в знаниях. Даже результаты экзамена не всегда будут отражать реальный уровень подготовки персонала. 

Дистанционная

Дистанционные занятия проходят в режиме онлайн, через мессенджеры или специальные образовательные платформы, а наставники объясняют теорию и демонстрируют практические навыки по видеосвязи.

повышение квалификации работников - фото
Дистанционное обучение — одна из самых удобных форм повышения квалификации

Преимущество такой формы обучения заключается в том, что подавляющее большинство знаний можно успешно освоить на онлайн-курсах, где у сотрудников будет возможность задавать свои вопросы и общаться с преподавателями. 

При этом достаточно часто ведется запись занятий, что позволяет, при необходимости, вернуться к нужному моменту и обновить информацию в памяти. 

Ключевые методы увеличения профессиональных компетенций персонала

Методы обучения персонала можно разделить на внешние и внутренние.

Внутренние методы

Внутренние методы подразумевают образовательные мероприятия в пределах компании, ведут которые, либо приглашенные наставники, либо ведущие специалисты из штата организации. Сюда можно отнести:

  • тренинги и наставничество;
  • лекции и семинары;
  • мастер-классы;
  • инструктаж;
  • обмен опыта между отделами.
что такое повышение квалификации - фото
Для обучения внутри компании можно привлекать приглашенных наставников

Если у компании есть возможность организовать обучение на своей территории, это позволит сэкономить средства и время и дать сотрудникам полезные (в том числе и практические) знания с учетом особенностей конкретного бизнеса, которые они точно применят на практике.

Внешние методы

Внешние методы повышения квалификации подразумевают обучение за пределами компании. К ним можно отнести:

  • конференции, конгрессы, семинары, профессиональные съезды;
  • профессиональные курсы;
  • онлайн-мероприятия — лекции, вебинары, мастер-классы;
  • обучение в компаниях партнеров в рамках обмена опытом;
  • саморазвитие сотрудников.

В этом случае персонал получает принципиально новый опыт, может познакомиться с оборудованием и ПО, которое еще не внедрено в компании работодателя, расширяет свои профессиональные навыки и способствует росту бизнеса.

Для максимальной эффективности стоит совмещать внешние и внутренние методы, давая сотрудникам развивать в разных направлениях.

Нормативно-правовое обеспечение

Обычно работодатель самостоятельно принимает решение о повышении квалификации сотрудников — например, в связи с расширением производства или внедрения нового программного обеспечения. Для некоторых сфер деятельности регулярное прохождение курсов обязательно и прописано в нормативно-правовых актах. Так, медработники должны обучаться не реже 1 раза в 5 лет, педагоги — не реже 1 раза в 3 года.

Трудовой кодекс фиксирует понятие “учебный отпуск”, как время, которое выделяется сотруднику на повышение квалификации. Оно полностью оплачивается, а пропущенные дни отрабатывать не нужно. Чтобы оформить сотруднику отпуск, необходимо заключить договор с образовательным учреждением и получить документы, подтверждающие график занятий и время, которое займет обучение.

Документы, получаемые после обучения

После прохождения обучения в учреждениях, у которых есть соответствующая лицензия, все сотрудники получают соответствующий документ единого образца, действующий на всей территории страны. Его тип определяется суммарным объемом занятий:

  • от 72 до 100 часов — удостоверение;
  • до 1000 часов — свидетельство;
  • более 1000 часов — диплом.

Если обучение длилось менее 72 часов, как в случае с короткими тренингами, интенсивами и конференциями, документ государственного образца не выдается. В этих случаях образовательное учреждение или компания-работодатель может предоставить собственный сертификат, который, однако, не имеет юридической силы.

Резюме

Повышение квалификации работников в компании — это необходимый для ее стабильного развития комплекс мероприятий, предоставляющий сотрудникам все нужные для профессионального роста знания. Вложение в образование персонала оптимизирует рабочие процессы, улучшает качество производства и обслуживания клиентов, позволяет эффективно внедрять новые подходы и быть в курсе всех актуальных бизнес-трендов. 

Премия
Национальная Премия бизнес-коммуникаций. Эффективность
НПБК.Эффективность — главная награда за эффективные маркетинговые и внутрикоммуникационные практики и одно из важнейших деловых событий страны.